Феномен человека.
Большинство современных космологов считает, что теория Большого Взрыва адекватно воспроизводит механизмы, управляющие развитием Вселенной. Особенность теории состоит в том, что природа рассматривается как феномен, единожды рожденный и имеющий возможность развиваться (существовать) ограниченный отрезок времени. Возможно, что на нынешний день эта теория является лучшим модельным приближением к действительному физико-химическому миру.
Теория Большого Взрыва, как и любая научная теория, опирается на ряд допущений и идеализаций. Первое допущение относится к понятию «естественного»: современное естествознание относит к естественному лишь то, что происходит или делается без участия и воли человека. Второе допущение – Вселенная рассматривается как принципиально единичное и невоспроизводимое явление. Но всякое действительно уникальное и неповторимое явление, как нечто противоположное закономерному, следует относить к области мистического или потустороннего, если мы не хотим быть обвиненными в отсутствия логики. Остается признать, что:
– никакая теория образования и эволюции Вселенной не отвечает критерию естественного, если она не включает в себя человеческий фактор;
– понятие «естественного» необходимо расширить с учетом этого последнего.
Научное описание природных процессов макро- и мегамира придерживается ряда идеализаций, принципов, которые принимаются как очевидные:
1) явления природы достаточно автономны и их можно рассматривать изолированно друг от друга (например, оптические эффекты допустимо изучать вполне самостоятельно и независимо от, скажем, термодинамических явлений);
2) в процессе исследований наблюдатель не влияет на ход естественных событий (например, не проходится сомневаться, что сила тока в проводнике не зависит от самочувствия экспериментатора);
З) сумма выводов, полученных в ходе исследования различных явлений, образует полную, связанную и достоверную информацию о мироздании в целом.
Первые два принципа более-менее работают, а вот с третьим связаны существенные трудности. Арифметическая сумма идеализированных (и тем самым неизбежно искаженных) представлений об отдельных, расчлененных сторонах действительного не тождественна полноценному знанию об этом действительном, которое в своем естественном состояний всегда многомерно, многолико и внутренне едино. Пренебрежение этим фактом не представляет большой беды, если вопрос касается сравнительно простых явлений (например, описание состояния реальных газов, близких к идеальным, или кристаллических твердых тел). Иное дело, когда речь заходит об анализе целостной совокупности сложных явлений.
Например, имеем ли мы основание верить, что раскрыли феномен элементарной единицы жизни – клетки, выявив структуру и отдельные функции ее органелл (составляющих)? Имеем ли мы основание верить, что постигли феномен человека, досконально изучив его анатомическое строение и имея сведения о его физиологии, психологии, интеллектуальной деятельности, о его социальной сущности в настоящем и прошлом? Отрицательный ответ на оба вопроса очевиден. В этой связи можно только восхищаться смелостью космологов, убедивших самих себя в том, что им по силам разобраться в феномене Природы, ограничившись изучением эволюции наиболее простых форм вещества-излучения и не принимая в расчет тот гигантский и сложный мир, который олицетворяет собой человек.
Есть принципиальная, фундаментальная разница между Вселенной теоретика-космолога и реальной Вселенной. Теоретик думает, что человек в состоянии влиять на события только локально, в пределах Солнечной системы. Но если распространить опыт энтузиастов-одиночёк всего за две-три сотни лет профессиональных занятий научной и технической деятельностью, на будущие тысячи и миллионы лет, то можно прийти к выводу: эта микроскопически малая частица Природы, – человек, – потенциально самое могущественное, что в ней есть. Кроме того, закономерность эволюции Природы приводит к недвусмысленному заключению: без вмешательства высокоорганизованной и разумной материи – человека – Вселенная ни возникнуть, ни существовать не может.
Но каким же образом человек может влиять на процессы, происходившие за много миллиардов лет до его появления «на свет»? Следуя принципу дополнительности можно утверждать, что мир устроен сложно не только на микро- и макроуровнях, но и на космическом уровне. Это означает, что наблюдаемая нестационарная звездная система (Метагалактика) представляет собой только один фрагмент бесконечной и не исчисляемой мозаики других элементарных фрагментов, составляющих стационарную Большую Вселенную. Эволюция каждой Метагалактики состоит из двух фаз – ''естественной» и синтетической (антропогенной). Первая фаза начинается с простейшего состояния вещества-излучения, с «сингулярности» и завершается, появлением в ней мыслящей субстанции – человека (разума) в широком смысле. Вторая фаза протекает под знаком усилий человека, направленных на создание условий, необходимых для рождения последующей «потомковой» Вселенной на «месте» предшествующей ей «родительской» Метагалактики.
Передача эстафеты жизни таким способом фактически означает гибель собственной Вселенной. Должна ли нас шокировать такая перспектива? Человек примирился с мыслью о собственной индивидуальной смертности, с ограниченностью срока существования Солнца и всей звездной системы. Нет ничего противоестественного и в том, что гибель нашей Вселенной будет подготовлена нашими собственными руками, ведь мы исчезаем с тем, чтобы дать жизненное пространство новой Вселенной, новому человеку и тем самым не прервать нить жизни Природы в целом.
Таким образом, распространение принципа дополнительности на взаимоотношения Метагалактик и Большой Вселенной, Природы и человека позволяет сделать два вывода:
1. Необратимость (стационарность, вечность, бесконечность и безграничность) Большой Вселенной, Природы достигается благодаря обратимости (нестационарности, ограниченности во времени и пространстве) Метагалактик, и, наоборот, последние могут рождаться и эволюционировать благодаря наличию первой.
2. Человек есть не только произведение природы, но и сам, в свою очередь, определяет ее бытие. Он также необходим ей, как она ему. Одно без другого не существует. Иначе говоря, для существования Природы наличие мыслящей субстанции (Разума) является столь же необходимым условием, как и наличие неодушевленной материи для существования разума (человека).
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 996;