Биологическое направление в трактовке человека
Акцент на биологической природе человека делает социобиология. Возникновение социобиологии связано с выходом в 1975 г. книги американского энтомолога Э. О. Уилсона «Социобиология: новый синтез». Представители социобиологии пытаются рассмотреть человека через призму различных, но, прежде всего, биологических дисциплин (эволюционная теория, популяционная генетика, этология, экология и др.). Была поставлена задача, по-новому подойти к проблемам морали, свободы и детерминизма, рациональности и культуры, социальной агрессивности и миролюбия, альтруизма и эгоизма и др. вопросам, которые до этого были в ведении гуманитарных наук.
В чем суть предлагаемых социобиологией идей? Уилсон формулирует два основных постулата. Первый постулат – у вида (включая человека) не может быть “трансцендентальных” целей, возникших вне его собственной биологической природы. Человека нельзя считать биологической машиной, но в нем есть биологические механизмы, не допускающие целей и социальных действий, противных его биологической природе. Второй постулат утверждает, что особенности природы человека – лишь малая часть свойства природы других видов; большинство стереотипных форм поведения человека свойственны другим живым существам, а во многих отношениях (например, в кооперации, разделении труда, альтруистическом поведении) люди уступают сообществам насекомых. Поэтому определить ценность или вред определяющих человеческое поведение врожденных характеристик можно, лишь проникнув “в самую сердцевину нашей гуманности”, глубоко изучив эволюцию социального поведения всех живых существ.
Важной с точки зрения социобиологов формой общественного поведения живых существ является поведение альтруистического и эгоистического характера. Альтруизм, полагают социобиологи, играет важнейшую роль в эволюции и неизбежно преобладает над эгоизмом. Популяции, в которых индивиды проявляют самопожертвование ради пользы других, оказываются в более выгодных условиях, чем те, члены которых, прежде всего, заботятся о собственном благополучии. И хотя альтруистически настроенные особи нередко погибают, не оставив потомства, для их родителей и родственников создаются столь благоприятные условия, что “гены альтруизма” воспроизводятся более интенсивно.
То, что агрессивность – форма общественного поведения, характерная для всего живого и человека, сомнению не подвергается. Отчего же агрессивность сделалась атрибутом человека? По мнению социобиологов, причина в том, что в эволюции агрессивность выполняет адаптивную, наследственно закрепленную функцию. Характер поведенческих реакций агрессии таков, что каждая особь, прежде всего, делит остальных особей на своих и чужих. Должен был также существовать отбор на способность отличения родственников и друзей от “чужаков”, по отношению к которым агрессивность была бы не только возможна, но и необходима. Полагают, что в этом отношении люди подобны всем прочим организмам и даже превзошли их в способности координировать проявление внутривидовой агрессии – планомерно ведя войну.
Феномен деления людьми других людей на “своих” и “чужих” – факт этнического самосознания индивидов. Каждая этническая группа имеет свое самоназвание, причем представители каждой из таких одноименных совокупностей людей обычно отличают себя от членов всех иных подобных общностей. При этом особую роль играет антитеза “мы” – “они”. Показать различия в отношении особей любого “дочеловеческого” уровня к “своим” и “чужим” – реальная научная задача.
Какова же в целом позиция социобиологии в вопросе о роли биологических и социальных детерминант в развитии человека? Процессы органической (генной) и культурной эволюции человека происходят совместно. Гены и культура человека связаны между собой. Однако ведущая роль в этом процессе отводится генам. Они оказываются конечными причинами многих человеческих поступков.
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 2891;