Божественная жизнь на земле
Гностическое сверх-человечество - следующая отдаленная триумфальная победа, которая будет завоевана духом, спускающимся в земную натуру.
Жизнь гностических существ, ведущих эволюцию к высшему сверх-разумному статусу, может быть характеризована как божественная жизнь, ибо это жизнь во Всевышнем, жизнь начал спиритуального божественного света, силы и радости, проявленных в материальной натуре. Это жизнь спиритуального и сверх-разумного
человечества, но это ни эгоистическое сверх-человечество, хватающееся за умственное и виталическое господство над человечеством, но верховная власть Духа над его собственными инструментами, его владение собой и его владение жизнью в силе духа, нового сознания, в котором само человечество найдет свое собственное само-осуществление и само-превышение.
Новая совершенная коллективная жизнь в земной натуре требует появления не только отдельных изолированных развитых индивидуальностей, действующих в неразвитых массах, но многих гностических индивидуальностей, образующих новый вид существ и новую общую жизнь, стоящую выше теперешнего индивидуального и общественного существования... Неизбежность единства свободы и порядка будет законом коллективной жизни, это будет свободой разнообразной игры Бесконечного в святых душах, порядком сознающих единение душ, который является законом сверх-разумной беспредельности. Само-устройство и естественный порядок духа будет существовать в общественной жизни различных степеней и стадий развитого гностического бытия. Единство в разнообразии, взаимность и гармония должны быть неизбежным законом общественной и коллективной гностической жизни. Какую форму она сможет принять - будет зависеть от воли эволюционизирующего проявления сверх-натуры, но это будет ее основным характером и принципом... В гностическом сознании различие не будет вести к разладу, а к спонтанной естественной адаптации, чувству дополнительного изобилия и богатства многостороннего исполнения объекта коллективно познанного и сделанного в жизни... Единственным правилом гностической жизни будет само-выражение духа, воли Всевышнего бытия. Эта воля, это самовыражение сможет проявляться через чрезвычайную простоту или через чрезвычайную сложность и богатство, или в их естественном равновесии, ибо красота и изобилие, скрытая сладость и смех в материальных предметах, веселье и радость жизни - также суть силы и выражения духа. Во всех направлениях дух в определенном законе Натуры будет определять каркас жизни и ее детали и обстоятельства... Это будет самосотворением, бесконечно выявляющим Бесконечное в форму бытия. Восторг Духа будет всегда нов, формы красоты, которые он принимает - бесчисленны, его божественность - всегда молода и неисчерпаема. Гностическое проявление жизни будет плодотворным, счастливым и постоянным чудом.
Словарь
А
Абхьяса- определенная постоянная практика.
Аватар- воплощение (инкарнация); нисхождение божества на землю; откровение Божества в человеческой природе; Божественное проявление в человеческом образе; слово Аватар означает нисхождение; это - сошествие вниз Божественного ниже черты, отделяющей божественный мир от человеческого мира или состояния.
Авеста- священные книги некоторых древних народов Средней Азии, Азербайджана и Ирана; ранние части Авесты приписываются преданием пророку Заратустре (Зороастру).
Адеша- голос, побуждение, указание.
Аджняна- неведение, незнание.
Адхара (Адхар) - то, в чем сейчас содержится сознание, ум - жизнь - тело; дословно “сосуд, опора, транспортное средство”
Адхарма- все, что противоречит Дхарме (см.)
Акарта- бездействующий.
Акартавья- то, что делать не должно.
Амрита- бессмертие; нектар бессмертия, амброзия, пища или питье богов; бессмертное блаженство божественного экстаза.
Ананда- восторг, наслаждение, блаженство, духовный экстаз; сущностный принцип блаженства; самоблаженство, являющееся самой природой трансцендентного и бесконечного существования.
Анима- “тонкость”, одна из восьми йогических способностей (Сиддхи, см.) - способность изменять тело, произвольно уменьшая его физическую массу и плотность.
Аниша- не господин, подчиненный.
Анна- пища; грубая зримая материя; по своему происхождению означает просто субстанцию или существо.
Анрита- ложь; неистинное или ошибочное применение Сатьи (см.) в ментальной или телесной деятельности.
Антахкарана- внутренний инструмент; ум; ум и виталическое в противоположность телу.
Анума (н) та- дающий санкцию.
Апана- одна из пяти Пран (см.); сосредоточена в нижней части туловища, осуществляет руководство низшими функциями, в особенности, выделительными - выделяющими те части пищи, которые должны быть удалены из тела, и те вещества, что порождаются телом; тесно связана с разложением и смертью; дыхание смерти, поскольку отдает из тела витальную силу.
Артха- интерес (один из четырех человеческих интересов); материальные, экономические и другие цели и нужды ума и тела; предмет, вещь; значение, смысл (слова).
Асакти- привязанность.
Асана- фиксированная поза, жестко заданное положение тела в Хатха-Йоге; положение и фиксированная поза (в которой должны сидеть Риши (см.) до тех пор, пока они не получат Сиддхи (см.).
Асиддха- несовершенный.
Асур (а)- божество; в Ведах (см.) и Авесте (см.) не только божество, но и его проявления; в нескольких гимнах упоминается как Титан тьмы; сильный, могущественный Титан, враждебное существо ментализированного витала.
Атмаджняна- знание Сущности.
Атман - Сущность; Дух; изначальная сущностная природа нашего существования; Верховная сущность (по отношению к индивидууму), являющаяся нашей собственной истинной и наивысшей сущностью.
Аханкар (а) - чувство эго; эгоизм; особое эгоистическое чувство, которое дает каждому существу возможность постичь себя как независимую личность; Саттвическая Аханкара - эгоизм, выраженный в чувстве добродетели и правильности, Раджасическая Аханкара - динамический эгоизм; Тамасическая Аханкара - эгоизм, выраженный в невежестве и инертности.
Ашуддха- нечистый. Ашуддхи - нечистота
Б
Брахман - священное или вдохновленное слово, выражающее сердце или душу; Сердце, Ведическое слово или Мантра (см) в самом глубочайшем своем аспекте как выражение интуиции, проистекающей из глубины души или существа; Душа, возникающая из подсознания Человека и достигающая сверхсознательного, а также Творящая Сила, хлынувшая из души, в Веданте Реальность Вечность, Абсолют, Дух, Высшее Бытие, Единый, вне которого ничто не существует, по отношению к вселенной Высший есть Брахман, единственная Реальность, которая является не только духовной, материальной и сознательной субстанцией всех идей и сил, и форм вселенной, но и их источником, опорой и владельцем, космический и супракосмический Дух.
Буддхи- разум; интеллект, воля ума, понимание; мыслящий ум;
распознающий принцип ума и воли одновременно.
Бхава - состояние существа, становление, субъективное состояние, одно из вторичных субъективных становлении Природы (состояния ума, болезни желаний, побуждения страстей, реакции чувств, ограниченная и двойственная игры разума, склонности чувств и моральных ощущений); эмоциональная природа; общее ощущение.
Бхакта - любящий и преданный Божественному
Бхакти - любовь и преданность Божественному.
Бхарта - поддерживающий; хозяин.
Бхога- наслаждение, обладание
Бхокта - тот, кто наслаждается.
Бхрашта - уход с пути Йоги.
Бхукти - наслаждение. Удовольствие.
В
Вайрагья- отвращение, отвращение к миру; полное пресечение привязанностей и желаний.
Вак- речь; Богиня Речи.
Васана- мысль или ментальное ощущение, возникающее из Читты (см.).
Веда - знание; знание Божественного; книга знания, общее имя самой древней индийской священной литературы. Риг-Веда, Яджур-Веда, Сама-Веда и Атхарва-Веда, каждая из которых делится на две части - Мантра и Брахмана; термин “Веда” обычно предназначается для Мантр или метрических гимнов, в особенности гимнов Риг-Веды.
Веданта- конечная цель или кульминация Веды (см.), Упанишад, которая становится видна в заключении Веды; философская система, основанная на Упанишадах и обучающая наивысшему знанию Абсолюта, считающаяся (иногда под именем Уттара-Миманса) одной из шести Даршан (см.)
Вибхути - божественная сила, цветение божественных сил, энергия и значение их знаний, любви, радости, развитой силы бытия, сила Бога в человеке, воплощенная Сила Мира или лидер человечества
Вивека- проницательность, умение различать.
Виджняна- идеальный ум; свободный духовный или божественный разум, каузальная Мысль; Истина; Гносис; высший ум; всеохватывающий аспект истинного объединяющего знания, великое всеохватывающее сознание, особенная характеристика супраментальной энергии, которая включает в себя всю истину и идею, и цель знания , и видит их всех сразу в их сущности, всеобщности и по отдельности или в различных аспектах
Викара - искажение, разложение, деформация; в философии Санкхьи - продукт или производное Пракрити (см)
Вишуддха- чистый, наименование третьей Чакры (см.).
Вриндаван - место на земле в северной Индии, где Кришна (см) танцевал с Гопи (пастушками); у вайшнавов - небеса вечной Красоты и Блаженства
Вьяна - одна из пяти Пран (см), пронизывает все тело и распределяет витальные энергии по всему телу; от нее зависит циркуляция крови и распределение по всему телу сущностной части съеденной и переваренной пищи
Вьякта - проявление
Г
Гхрина - сожаление, отвращение
Гуна - качество, характер, свойство, три Гуны - три образа природы. 1. Саттва - образ света, уравновешенности, мира; сила уравновешивания; переводится также в качестве гармонии, счастья, света; 2. Раджас - образ действия, желания, страсти; кинетическая сила, переводится в качестве борьбы усилия, страсти и действия, 3. Тамас - образ невежества и инерции; сила несознательности, переводится в качестве неспособности и бездействия.
Д
Даршан- видение, самооткровение Божества к своим приверженцам; случай, когда духовная личность в Индии позволяет себе быть увиденной, шесть Даршан - шесть систем ортодоксальной индийской философии Пурва-Миманса, Уттара-Миманса (Веданта), Ньяя, Вайшешика, Санкхъя, Йога
Двандва- двойственность, пара противоположностей
Двсша- непривязанность, отталкивание.
Джива- живое создание, существо; индивидуализированный дух, поддерживающий живое существо в его эволюции от рождения к рождению (полный термин - Дживатма).
Джняна - знание, мудрость;
высшее самопознание; сущностный аспект истины объединенного знания, непосредственное духовное осознание высшего Бытия
Джнята- Знающий, Господин
Доша- недостаток, дефект, неясность
Дхарма- буквально - то, что лежит в основе и поддерживает все вещи вместе. Закон, закон бытия, мерило Истины, правило или закон деятельности, коллективная индийская концепция религий, поведений и социальных и моральных правил; один из четырех человеческих интересов - этика поведения и правильный закон индивидуальной и социальной жизни; Самаджа Дхарма - общественный закон, Лаукик Дхарма - правила, традиции, Санатана Дхарма - вечный закон
Дхарма-Санкара - подмена дхармы одной области Дхармой другой
Дхаирья - спокойствие, стойкость
И
Индрии - чувства ощущений;
их десять пять воспринимающих - глаз, ухо, кожа, нос, язык, и пять действующих - пищеварительный, две пары двигательных, речевой и детородный. Объекты Индрии, соответствующие пяти воспринимающим чувствам - форма (“вид”), звук, осязаемость, запах и вкус
Ишвара- господин; Хозяин; Божественный, Бог
К
Кайя-Сиддхи - совершенство тела. Кайя-Шуддхи - очищение тела.
Кади- Мать всего и разрушительница всего; ужасный образ Божественной Матери
Кали-Юга - последняя из четырех эпох. Железная эпоха (см Юга).
Кальпа- эра, мировой цикл.
Кама - вожделение, один из четырех интересов человека - удовлетворение желаний всех видов.
Камана - желание, страсть.
Канта- красивый, желанный.
Карана - причина, инструмент.
Карма - деятельность, работа; дело или функция человека; сила, которая посредством своей преемственности и развития как субъективная и объективная сила определяет природу и возможность повторных существовании души на определенных планах
Картавья - то, что должно быть сделано, долг.
Кришна- божество. Господин Ананды (см.). Любви и Бхакти (см.), считается одной из десяти инкарнаций Вишну, как инкарнация Он проявляет единство мудрости (Джняна - см.) и труда и посредством этого руководит и ведет земную эволюцию к единству с Божественным при помощи Ананды, Любви и Бхакти.
Кумбхака - в практических упражнениях Пранаямы (см) удерживание Праны (см.); остановка, задержка естественного дыхания
Кундалини - свернутая в кольцо и спящая змея внутренней Энергии.
Л
Лагхима- “легкость”, способность делать тело легким, произвольно уменьшая вес - одно из восьми Сиддхи (см).
Лайя - растворение, исчезновение; уничтожение индивидуальной души в Бесконечном.;
Лила- игра, забава, космическая игра
Липса- желание, страстное желание, тяга
Лобха- жадность, алчность, скупость, завистливость
М
Майя- всестороннее творческое знание, мудрость, существующая исстари, первоначально выраженная в Ведах (см.), впоследствии обманутая вторичным и производным чувством, хитростью, магией, иллюзией; феноменальное сознание, сила самоиллюзии в Брахмане (см.).
Манявада- доктрина, считающая, что мир есть Майя (см.), т. е. иллюзия.
Майявадин- приверженец Майявады (см.)
Манас- ум; ум присущий в отличие от интеллекта (Буддхи); воспринимающий ум.
Мантра- священный слог, имя или мистическая формула; интуитивное и тайно внушенное выражение в словах, одна из строф Вед, строфы, открывающие тайную силу и являющиеся источником не обычного, но божественного вдохновения
Марга- путь, дорога Махакарана - первопричина. Махас Патха - великий путь
Махима- “огромность”, способность произвольно увеличивать физическую массу и плотность - одно из восьми Сиддхи (см)
Мукти - освобождение.
Муладхара - корень, основание сосуда или обиталища, центр физического сознания - нижняя Чакра (см.)
Мумукшутва - стремление к освобождению, желание свободы.
Н
Нади - нервные каналы
Ниграха - подавление, обуздание
Ниргуна - лишенный качеств; Безличный;
П
Парабрахман- высший Брахман (см); высший Непостижимый; Божественный
Парамешвара (Парамишвара) - верховный Господин
Правритги- побуждение к действию и работе; движение вперед и вовне; эволюция души в действии.
Праджна- Сущий, находящийся в глубоком сне (Сушупти - см.), господин и творец вещей. Хозяин Мудрости и Знания
Пракамья- абсолютное страстное желание ума и чувств.
Пракрита- “детальная разработка”; Природа; Природная Сила; Душа Природы; исполняющая или действующая сила.
Прана- жизненная энергия; жизнь; дыхание жизни, пять Пран - пять проводников жизненной силы:
Прана, Алана (см.), Вьяна (см.). Самана (см.), Удана (см.), собственно Прана - превосходящее дыхание жизни, поскольку приносит универсальную силу в физическую систему и предоставляет ее для распределения, действует в верхней части тела
Пранаяма- управление и контроль дыхания, регулируемая циркуляция и задержка витальных токов энергии в теле, посредством дыхательных упражнений
Пратьякша- знание того, что есть, опережающее зрение; непосредственное, прямое знание.
Пуруша - Субъект, Сознательное Бытие; Сознающая Душа, Душа, сущностное бытие, поддерживающее игру Пракрити (см.); Сознание или Сознающий, находящийся позади того, кто является господином, свидетелем, знающим, наслаждающимся, держателем и источником, санкционирующим действия Природы
Пурушотамма - Высший божественный Субъект; Высшее Бытие, которое как меняющееся Бытие, так и Неизменное; Божественное Бытие
Р
Рага - склонность, привязанность; в Индийской классической музыке - особый вид или строй звуков или созвучий.
Рага-Двеша - притяжение и отталкивание, симпатии и антипатии, привязанность и непривязанность
Раджасический- относящийся к качеству действия и страсти - Раджасу (см. Гуна).
Рас, Рас Лила - хоровод Кришны с пастушками в залитых лунным светом рощах Вриндавана, своего рода танец божественного Восторга с освобожденными душами в мире Блаженства, скрытом внутри нас
Риши - видящий.
С
Садхак- тот, кто получает или старается получить реализацию;
тот, кто посредством практической Садханы (см) ищет Сиддхи (см)
Садхана - практика Йоги, практика, посредством которой достигается совершенство (Сиддхи - см.), духовное упражнение и тренировка самого себя.
Сакши - свидетель.
Самадхи- йогический транс, в котором ум приобретает способность выхода из своей ограниченной состоянием бодрствования деятельности в высшее и свободное состояние сознания, в Гите - покой, отсутствие желаний, лишенная огорчений неподвижность Буддхи (см.) в самоуравновешенности и самопознании.
Самана- одна из пяти Пран (см.); сила, расположенная в центре тела и регулирующая чередование Праны и Аланы (см.) в месте их встречи, уравновешивающая их и являющаяся наиболее важным фактором в поддержании равновесия витальных сил и их функций; посредник в усвоении пищи.
Самата- равенство, равное отношение ко всему, уравновешенность.
Саньяма- самоконтроль, отказ или самоотделение; концентрация, сознательное руководство или сознательное пребывание, посредством которого человек становится осознающим все, что есть в объекте.
Самкара (Самкара) - смешивание, смешение, путаница.
Санскара - ассоциация, фиксированное представление, впечатление, привычная реакция, формируемая человеческим прошлым.
Сат - бытие, существование; Чистое Существование; все, что истинно; справедливость, высшее или лучшее, или действительное благо.
Саттвический - относящийся к качеству света и чистоты - Саттва (см. Гуна)
Сатья - правда; истина; истина бытия.
Сахасрадала- (также Сахасрара) тысячелепестковый лотос, самый верхний центр сознания - Чакра (см.).
Свабхава - “собственное бытие”, “собственное становление”; принцип самостановления; природа, реальная природа; сущностная природа и присущий самому себе принцип бытия каждого становления; чистое качество духа в присущей ему силе сознательной воли и в его характерной силе действия, духовный темперамент, врожденная натура, сущностный характер
Свапна- сонное состояние, сознание, соответствующее тонкому жизненному плану и стоящему за ним умственному плану
Сиддха - совершенный, полный, законченный; совершенная душа, совершенный человек.
Сиддханта - заключение, логический аргумент.
Сиддхи - совершенство, завершение, осуществление целей самодисциплины посредством Йоги; необычайные или оккультные силы
Стхула- грубый.
Стхула Деха - грубое тело - Прана (см.) и физическое вместе.
Сукха- счастье. Сукшма - тонкий. Сукшма Деха - тонкое тело.
Сукшма Прана - тонкая жизненная сила
Сундара- прекрасный.
Сурья - Солнце, Бог Солнца, Господин Истины и Света, дающий лучи Знания, которое просвещает ум; душа и энергия, и тело духовного света.
Сушупти - глубокий сон; Сонное Состояние, сознание, соответствующее Супраментальному плану, присущему гносису, которое находится позади нашего опыта, потому что наше каузальное тело или оболочка гносиса не развито в нас, его способности неактивны в нас, и мы таким образом по отношению к этому плану находимся в состоянии сна без сновидений
Т
Тантра- система Йоги, которая по своей природе является синтетической и ведет начало от великого центрального принципа Природы, от великой динамической силы Природы: в Ведических методах йоги (т. е. Тримарга - см.) господином йоги является Пуруша (см.). Сознательная Душа, но в Тантре это скорее Пракрити (см.), Душа Природы, Энергия, исполнительная Сила Воли в универсуме, именно, благодаря изучению и применению секретов Силы Воли, благодаря ее методу, ее Тантре, Тантра-йогин двигался к целям своей дисциплины - мастерству, совершенству, освобождению, блаженству; методом тантрической дисциплины является достижение Природы в человеке в проявлении силы духа.
Тапасья- старание, усилие, аскетизм персональной воли, аскетическая сила, аскеза; концентрация воли и энергии для управления умом, витальным и физическим и изменения их или для низведения высшего сознания, или для некоторых других йогических или высших целей.
Тригунатита - находящийся позади или выше трех Гун (см.).
Тримарга- тройственный путь Знания (Джняна Йога)), Преданности (Бхакти Йога) и Труда (Карма Йога)
У
Удана - одна из пяти Пран (см.), сила, движущаяся из тела вверх из тела к макушке головы и являющаяся регулярным каналом связи между физической жизнью и более высокой жизнью духа.
Удасината - занимающий место выше - высший по отношению к физическим и ментальным контактам; безразличный.
Упалабадхи- опыт, переживание.
Упасана- служение, поклонение, преданность.
Х
Хашья- активная сторона Сукха (см.); состоит в активном внутреннем состоянии и веселья, которое невраждебно опыту ментального или физического, могущего быть потревоженным.
Ч
Чайтанья- сознание.
Чакра - колесо; круг, центр сознания в тонком теле, ганглийный центр в нервной системе; группа Садхаков (см.).
Чешта- усилия разнообразных видов.
Чит - сущностное сознание.
Читта - основное сознание, вещество ума; основное вещество ментального сознания; пассивная память, “сердце и ум”.
Читташуддхи - очищение Читты (см.).
Ш
Шакти - Энергия, Сила, Крепость, Воля, Мощь; самосуществующая, самопознающая, самоосуществляющая Сила Господина, которая выражает себя в деятельности Пракрити (см).
Шакти - покой, мир; духовный покой.
Шива - добрый, благой;
“благоприятствующий”. Благословляющий; имя принадлежащей вечности Ипостаси Силы и Господина Тапаса (см.); член индуистской Троицы; его имя ассоциируется, в особенности, с работой по разрушению.
Шубха - свет, наслаждение, благость
Шуддха - чистый, очищенный.
Шуддхи - очищение.
Ю
Юга - период или эпоха четверичного цикла: Сатья Юга (или Крита Юга) - Эпоха Истины; Трета Юга - Эпоха, в которой три части принадлежат Истине, а одна часть невежеству, отсутствию Истины; Двапара Юга - Эпоха, в которой Истина и Невежество содержатся в равных частях; Кали Юга - Эпоха Невежества, отсутствия Истины; Чатур Юга - все четыре эпохи вместе.
Я
Янтра - механизм, средство, инструмент.
[1] Сворачивание (лат)
[2] Развертывание (лат.)
[3] Раса - вкус, интерес и симпатия к какому-либо виду деятельности
Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 1281;