Проектов и социальные результаты их реализации
Бюджетная эффективность. Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального и местного) бюджета.
Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной, региональной, финансовой поддержки, является бюджетный эффект.
Бюджетный эффект для t-го шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета Дt над расходами Рt в связи с осуществлением данного проекта:
Бt = Дt – Pt (16.1).
Интегральный бюджетный эффект Бинт рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета Динт над интегральными бюджетными расходами Ринт.
В состав расходов бюджета включаются:
· средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта;
· кредиты Центрального, региональных и уполномоченных банков для отдельных участников реализации проекта, выделяемые в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета;
· прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на топливо и энергоносители;
· выплаты пособий для лиц, остающихся без работы в связи с осуществлением проекта (в том числе при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);
· выплаты по государственным ценным бумагам;
· государственные, региональные гарантии инвестиционных рисков иностранным и отечественным участникам;
· средства, выделяемые из бюджета для ликвидации последствий возможных при осуществлении проекта чрезвычайных ситуаций и компенсации иного возможного ущерба от реализации проекта.
В состав доходов бюджета включаются:
· налог на добавленную стоимость, специальный налог и все иные налоговые поступления (с учетом льгот) и рентные платежи данного года в бюджет с российских и иностранных предприятий и фирм, в частности, относящиеся к осуществлению проекта;
· увеличение (уменьшение, со знаком «минус») налоговых поступлений от сторонних предприятий, обусловленное влиянием реализации проекта на их финансовое положение;
· поступающие в бюджет таможенные пошлины и акцизы по продуктам (ресурсам), производимым (затрачиваемым) в соответствии с проектом;
· эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под осуществление проекта;
· дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и другим ценным бумагам, выпущенным с целью финансирования проекта;
· поступления в бюджет подоходного налога с заработной платы российских и иностранных работников, начисленной за выполнение работ, предусмотренных проектом;
· поступление в бюджет платы за пользование землей, водой и другими природными ресурсами;
· плата за недра, лицензии на право ведения геологоразведочных работ и т. п. в части, зависящей от осуществления проекта;
· доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
· повышение льготных кредитов на проект, выделенных за счет средств бюджета, и обслуживание этих кредитов;
· штрафы и санкции, связанные с проектом, за нерациональное использование материальных, топливно-энергетических и природных ресурсов.
К доходам бюджета приравниваются также поступления во внебюджетные фонды – пенсионный фонд, фонд занятости, медицинского и социального страхования в форме обязательных отчислений по заработной плате, начисляемой за выполнение работ, предусмотренных проектом.
На основе показателей годовых бюджетных эффектов определяются также дополнительные показатели бюджетной эффективности:
· внутренняя норма бюджетной эффективности, рассчитываемая по общим принципам;
· срок окупаемости бюджетных затрат;
· степень финансового участия государства (региона) в реализации проекта, рассчитываемая по формуле:
(16.2),
где Ринт – интегральные бюджетные расходы;
Зинт – интегральные затраты по бюджету, рассчитываемые на уровне государства или региона.
По проектам, предусматривающим бюджетное покрытие расходов в иностранной валюте и (или) валютные поступления в бюджет, определяются показатели валютного бюджетного эффекта (годового и интегрального). Расчет производится в соответствии с учетом расходов и доходов только в иностранной валюте, пересчитываемой в валюту Российской Федерации по установленным курсам.
Социальная эффективность. Социальные результаты не поддаются стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективности и учитываются при принятии решения о реализации и/или о государственной поддержке проектов. В состав затрат включаются предусмотренные в проекте и необходимые для его реализации текущие и единовременные затраты всех участников осуществления проекта.
При определении эффективности инвестиции необходимо учитывать не только экономический, но и социальный эффект. В ряде случаев, например, результатом внедрения принципиально нового технологического процесса могут быть не только повышенные экономические показатели производства, но и улучшение условий труда, которые оценивается не в рублях, а в показателях сохранения здоровья и трудоспособности трудящихся, в изменении характера их труда.
Хотя экономический фактор (самоокупаемость, рентабельность инвестиций) остается в конечном итоге главным критерием эффективности, но этот фактор не является достаточным. Поэтому в проектах подлежат отражению следующие основные социальные результаты инвестиций:
· изменение количества рабочих мест в регионе;
· улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников; изменение условий труда работников;
· изменение структуры производственного персонала;
· изменение надежности снабжения населения регионов или населенных пунктов отдельными видами товаров (топливом и энергией – для проектов топливно-энергетического комплекса; продовольствием – для проектов в аграрном секторе и пищевой промышленности и т.п.);
· улучшение уровня здоровья работников и населения;
· экономия свободного времени населения.
Могут быть проекты, сами по себе убыточные в экономическом смысле, но приносящие косвенный доход за счет обретения стабильности в обеспечении сырьем и полуфабрикатами, выхода на новые рынки сырья и сбыта продукции, достижения некоторого социального эффекта, снижения затрат по другим проектам и производствам и др. Так, во многих экономически развитых странах очень остро ставится вопрос об охране окружающей среды и обеспечении безопасности продукции компаний для пользователей и природы (нередко крупные компании включают в аналитические разделы годовых отчетов соответствующую информацию о капитальных и эксплуатационных затратах в этом направлении). В этом случае традиционные критерии оценки целесообразности принятия проекта, основанные на формализованных алгоритмах, могут уступать место неким неформализованным критериям.
Социальный результат, проявляющийся в изменении показателя смертности населения, связанный с реализацией проекта, выражается в сокращении численности умерших в регионе при реализации проекта. Для стоимостного измерения данного эффекта может быть использован норматив народнохозяйственной ценности человеческой жизни, определяемый путем умножения средней величины чистой продукции (приходящейся на один отработанный человеко-год) на коэффициент народнохозяйственной ценности и человеческой жизни, устанавливаемый для экономической оценки эффективности мероприятий (в настоящее время и Российской Федерации отсутствует утвержденный на федеральном уровне коэффициент народнохозяйственной ценности человеческой жизни).
Поскольку нельзя количественно определить величину социального эффекта, опираясь на конечные результаты инновационных инвестиций, решение этой проблемы предлагается искать в исследовании структуры инвестиционных затрат, т.е. в выявлении затрат, необходимых для достижения социальных результатов, определении степени компенсации таких затрат, и количественном выражении социального эффекта.
Количественно выразить социальную значимость затрат возможно лишь опосредованно. В практической работе при расчетах эффекта от реализации инвестиционного проекта сложно, а порою просто невозможно выделить статьи затрат, исполнение которых дает чисто социальный или экономический эффект.
Таким образом, осуществление инвестиционного проекта приводит к образованию социального эффекта, величина которого выражается экономией средств на удовлетворение социально-культурных потребностей работников. На практике, на уровне субъектов инвестиционной деятельности эквивалентом этого показателя служит величина среднедушевого дохода, приходящегося на одного среднесписочного работающего. Суммарная величина экономии этих расходов и есть стоимостный эквивалент социальной эффективности, зависящий от количества условно высвобождаемых работников в результате реализации инвестиционного проекта. Его можно выразить формулой:
(16.3),
где Yi – условное высвобождение работников у i-гo субъекта инвестиционной деятельности (i = 1, 2, ... , п);
Wi – величина дохода на одного среднесписочного работающего в «проектном варианте»;
r – ставка дисконтирования, скорректированная на величину инвестиционного риска;
t – порядковый номер периода реализации инвестиционного проекта.
Количество условно высвобождаемых работников рассчитывается по формуле:
(15.4),
где Y0 – среднегодовая численность работающих на предприятии в базовом варианте;
V0 – годовой объем выполненных работ (реализованной продукции, услуг) в стоимостном выражении в базовом варианте;
Tn – среднегодовая производительность труда в расчете на одного работающего в проектном варианте.
Базовый вариант – система производства до реализации инвестиционного проекта. На вновь создаваемых народнохозяйственных объектах за базовый вариант следует принимать усредненные показатели действующих аналогичных типов производств.
Проектный вариант – производственная система, предусмотренная в рамках инвестиционного проекта.
Величина дохода (Wi) определяется как среднегодовой суммарный показатель выплат из всех фондов предприятия в расчете на одного работающего.
На основании результатов расчета по предложенной методике целесообразно рассчитать «индекс социальной эффективности» проекта (Иcэф) – отношение величины социального эффекта (Эс) к сумме инвестиционных вложений (К):
(16.5).
Данный показатель характеризует величину социального эффекта на единицу денежных вложений. В случае, если величина (Исэф) меньше единицы, программа социально малоэффективна.
Особенностью расчета социальной экономической эффективности является использование вместо обычной рыночной нормы дисконта – социальной нормы дисконта (Social rate of discount), которая должна отражать неравноценность разновременных затрат и результатов с точки зрения всего общества. Ясно, что такая норма дисконта не может выбираться каждым разработчиком проекта или инвестором самостоятельно. Она является так называемым национальным параметром (терминология ЮНИДО) и должна устанавливаться в централизованном порядке («централизованным, планирующим органом», по выражению той же ЮНИДО).
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 1746;