Счетная вышивка бисером. 4 страница
[189]относительно Вместилища Так Приходящего
[190]Подробнее см. ниже.
[191]Здесь в рассуждении о соотношении качеств или атрибутов (кит. гундэ; санскр. гуна), присущих реальности в ее самобытии, используется фундаментальный Буддийский абхидхармический принцип неотличимости носителя (санскр. дхарма) от несомого им качества, противостоящий брахманистскому субстанциализму, разграничивающему субстанцию и несомые ею качества.
[192]Внешние учения (кит. вай дао; санскр. тиртхика) – здесь имеются в виду учения брахманских школ, признававших доктрину Бога‑Творца (санскр. ишвара).
Общий смысл данного пассажа заключается в том, что пробуждение и неведение, нирвана и сансара, не должны рассматриваться как взаимоисключающие и связанные с последовательностью во времени понятия (вначале нирвана, потом сансара, потом снова нирвана и т. п.). Связь между ними предполагает лишь логическое предшествование: логически изначальное пробуждение предшествует неведению и является его «базой», нирвана первичнее сансары и «основа» последней. Ср. высказывание Фа‑цзана: «Узнав, что ложное зависит от истинного, люди думают, что вначале существует истинное, а потом появляется ложное. Так они утверждаются в ложных взглядах на природу начала. Или, напротив, некий проповедник ложных взглядов может утверждать, что из первоначального мрака пробуждение как раз и возникает, а люди будут считать, что вначале были погруженные в сансару живые существа, а затем опирающееся на истину освобождение из нее» // Трипитака годов Тайсё, т. 44, с. 277b.
[193]То есть учения, признающие теорию пудгала найратмья, а не дхарма найратмья.
[194]То есть Хинаяна: Колесницы шраваков (слушающих голос) и пратьека‑будд (Будд‑для‑себя).
[195]См. выше.
[196]Здесь излагается махаянская доктрина неописываемости собственной природы дхарм, выступающей в таком контексте в качестве шуньяты (пустота, кит. кун), адвая (недвойственность, кит. бу эр) или нисвабхава (без‑само‑природы, кит. у цзы син). Не‑деятельное (кит. у вэй; санскр. асанскрита) – дхармы, неподверженные сансарическому волнению. Абхидхарма относит к ним пространство и два вида «угасания» (санскр. ниродха, нирвана). Деятельное (кит. ю вэй; санскр. санскрита) – все остальные дхармы, вовлеченные в сансарическое волнение.
[197]Неустановившиеся (кит. бу дин) – существа, чье движение по Пути к состоянию Будды неравномерно, и успехи чередуются с отступлениями назад, а также те, кто не получили заверения от того или иного Будды, что они достигнут пробуждения.
[198]Десять благих дел (в дальневосточной традиции): не убивать, не красть, не прелюбодействовать, не лгать, не краснобайствовать, не клеветать, не двурушничать, не завидовать, не гневаться и не поддерживать ложные взгляды.
[199]Бодхи (кит. пути) – пробуждение, просветление.
[200]Семя Так Приходящего (кит. жулай чжун; санскр. татхагата биджа), – возможно, то же, что и татхагата готра, татхагата кула – «семья Татхагаты», то есть люди наивысших способностей, быстрее других могущие реализовать свою природу как природу Будды.
[201]См. выше.
[202]Учение небожителей (тянь жэнь цзяо; другой возможный перевод – «Учение богов и людей») – скорее всего, имется ввиду народная форма буддизма. Название связано с тем, что последователи этого «учения» стремятся не к нирване, а к обретению нового рождения в виде человека или божества.
[203]Хинаяна (кит. сяо чэн).
[204]Махаяна (кит. да чэн).
[205]Дхармалакшана (кит. фасян). Китайский вариант Виджнянавады.
[206]Посян цзяо – имеется в виду Шуньявада (Мадхьямика).
[207]Единая Колесница (кит. и чэн; санскр. экаяна). Здесь – наивысшее буддийское учение, синтезирующее все остальные и включающее их в себя. Сам термин «Единая Колесница» возник в «Сутре лотоса благого Закона» (Саддхарма пундарика сутра), в которой она выступает символом высшей буддийской доктрины. В Китае вопрос о характере «Единой Колесницы» вызывал бурную полемику, особенно в школе Тяньтай (по названию горы Тяньтайшань, на которой был расположен центр этой школы) с VI в. н.э.
[208]Три мира – три мира буддийской космологии: мир желаний (кит. юй цзе; санскр. камадхату), мир форм (кит. сэ цзе; санскр. рупадхату), мир не‑форм (кит. у сэ цзе; санскр. арупадхату). В буддийской философии они рассматривались не только как миры, но и как соответствующие им состояния сознания. Мир желаний населен всеми живыми существами шести классов (см. прим. 34), остальные два – высшими божествами. В них может возродиться также буддийский созерцатель – йогин, достигший ступеней медитативного самоуглубления, соответствующих данным мирам.
[209]Десять злодеяний: убийство, воровство, прелюбодеяние, ложь, клевета, грубость, суесловие, алчность, злонамеренность, ложные взгляды.
[210]В буддизме выделялось несколько типов адов в зависимости от тяжести совершенных злодеяний. Но все они рассматривались как временные состояния, за которыми следует новое рождение в другой форме.
[211]Голодные духи (кит. э гуй; санскр. прета). К этому рождению, по буддийским взглядам, ведут алчность, скупость и жадность.
[212]Пять постоянств (кит. у чан) – основные добродетели конфуцианства, см. примечание 31. Здесь так называются пять важнейших буддийских заповедей, сравнивающихся ниже с нормами конфуцианства.
[213]Туфани – тибетцы.
[214]Не убивать, не воровать, не прелюбодействовать, не лгать, не употреблять алкоголя.
[215]То есть не совершать десяти злых дел (см. примечание 46), делать противоположное им.
[216]Шесть небес мира желаний – та часть камадхату (см. примечание 45), на которой находятся низшие божества, пребывающие в мире желаний.
[217]См. примечание 246.
[218]Дхьяна – медитация, созерцание (кит. чань, чаньна).
[219]Сосредоточение – также вид медитативного углубления. Четыре дхьяны соответствуют четырем стадиям медитативного углубления мира желаний, а восемь сосредоточений – четырем ступеням мира форм и четырем ступеням мира не‑форм.
[220]См. примечание 246.
[221]Имеются в виду асуры, которые иногда не выделяются в отдельную категорию живых существ.
[222]Обыватели (кит. фаньсу; санскр. притхагджана) – «обычные люди», не только не буддисты, но и не придерживающиеся каких‑либо других учений.
[223]Вероятно, имеются в виду прежде всего агамы, то есть сутры хинаянской традиции.
[224]Нейтральные (дословно: «недвижущие», кит. бу дун), то есть не приводящие ни к благому, ни к дурному результату.
[225]То есть непосредственно за совершением действия.
[226]Психика (санскр. читта). В оригинале стоит иероглиф «синь» (сердце), поскольку китайцы рассматривали сердце, точнее, центр груди как седалище разума. Иероглифом «синь» в буддийских текстах передаются различные санскритские термины: читта (психика), нама (имя, то есть психическое в оппозиции к физическому, рупа) и в отдельных случаях – виджняна (сознание, обычно – ши).
[227]Хинаяна (кит. сяо чэн).
[228]Рупа (кит. сэ).
[229]Нама, читта (кит. синь).
[230]Три клеши, то есть омраченности сознания – моха, рага, двеша (заблуждение, страсть, гнев).
[231]См. примечание 246.
[232]Кальпа (кит. цзе) – мировой период, мировой цикл. Также определенная фаза каждого мирового цикла. Кальпа пустоты – период, предшествующий началу очередного развертывания мира из пустого бесконечного пространства (кит. кун; санскр. акаша).
[233]Гимн (кит. сун) – точное название этого текста определить не удалось. Поскольку словом «сун» передается санскритское «карика» (строфа, афоризм), то возможно, что здесь имеются в виду карики «Абхидхармакоши» (Энциклопедии Абхидхармы; Абхидхарма – буддийская философская психология) индийского философа Васубандху (кит. Тяньцинь или Шицинь) – V в. н.э.
[234]Лакша – исключительно большая условная мера длины.
[235]Яма – индийский бог смерти. Здесь имеются в виду нижние небеса мира желаний.
[236]Кальпы возрастания и убывания – условная мера огромных промежутков времени. За основу берется период времени, за который человеческая жизнь сокращается от «неизмеримой» до десяти лет и затем снова увеличивается до «неизмеримой». Применительно к периодам, когда люди отсутствуют, данная мера применяется как условная.
[237]То есть до второго неба мира желаний, соответствующего второму уровню медитативного углубления.
[238]Согласно буддийской космологии, первоначально земля была покрыта съедобным и очень вкусным «земляным пирогом». После того как люди его съели, они перешли к выращиванию злаков, и наступил новый этап огрубения человеческой природы.
[239]Данное утверждение Цзун‑ми свидетельствует об использовании категории Дао в буддизме Хуаянь как синонима Единого сознания (кит. и синь) Будды, Татхагатагарбхи (кит. жулай цзан). Здесь Цзун‑ми противопоставляет хуаяньское понимание Дао даосской его интерпретации.
[240]Лао‑цзы – см. примечания 2 и 40.
[241]См. § 42 «Дао‑дэ цзина» и прим. 12 настоящей публикации.
[242]Небо, Земля и Человек.
[243]Три мифических совершенномудрых государя: Фу‑си (создатель письменности), Нюй‑ва (по некоторым мифам, создательница людей) и Шэнь‑нун (создатель земледелия), или Фу‑си, Шэнь‑нун и Чжу‑жун, или Фу‑си, Шэнь‑нун и Гун‑гун, или Суй‑жэнь (изобретатель добывания огня), Фу‑си и Шэнь‑нун.
[244]Танская империя – государство, в котором жил Цзун‑ми. Династия Тан правила в Китае с 618 по 907 г.
[245]То есть буддийских и небуддийских учений.
[246]Скандхи (кит. юнь), дословно: «кучи». Основные группы элементов (санскр. дхарм), определенное сочетание которых создает эмпирическую личность (санскр. пудгала). Всего скандх пять: одна (материя, сэ; санскр. рупа) относится к физическому (санскр. рупа), остальные четыре – к психическому (санскр. нама). Учение о скандхах – основа буддийской фундаментальной доктрины Анатмавада (кит. у во), утверждающей отсутствие субстанциальной неделимой души (санскр. атман, джива), или «я».
[247]Пять скандх – это материя (кит. сэ; санскр. рупа); ощущение, чувство (кит. шоу; санскр. ведана); способность различать и формировать представления (кит. сян; санскр. самджня); деятельный аспект психики, ответственный за кармическую активность (кит. син; санскр. самскара); сознание (кит. ши; санскр. виджняна).
[248]Дхарма (кит. фа) – одно из центральных понятий буддийской философии и психологии. Дхарма – элементарная единица психики субъекта, носитель одного (собственного) качества. Дхармы не субстанциальны (поскольку субстанция несет множество качеств), не отличны от несомого качества, причинно обусловлены и мгновенны. Различные школы буддизма разрабатывали свои перечни дхарм (в 75 и 100 единиц). Абхидхармистская теория включает в себя разработанные классификации дхарм (волнующиеся и неволнующиеся, с притоком аффективности и без притока аффективности, благие, неблагие, нейтральные и т. д.). В китайском буддизме слово «дхарма» также часто имеет значение «вещь» (например, в оппозиции «я» и дхармы).
[249]Данное место трактата содержит формулировку буддийской теории Анатмавада.
[250]Истина как она есть (кит. чжэнь жу; санскр. бхутатхата) – реальность в ее объективном, внерефлективном бытии. Это собственно махаянский, а не хинаянский термин.
[251]Архат (кит. алохань) – святой, достигший Нирваны, освобождения от сансары – циклических смертей и рождений. Цель буддизма Хинаяны.
[252]Корень (кит. гэнь; санскр. индрия) – обозначение органа восприятия.
[253]Восемь видов сознания – концепция, принятая в буддизме Виджнянавады. Это шесть форм чувственного сознания, связывающего орган восприятия с воспринимаемым объектом (зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное, вкусовое и ментальное; последнее в буддизме тоже считается чувственным), манас, или клиштамановиджняна («цепляющееся сознание», центр личности, объединяющее чувственные данные, ответственное за формирование представления о «я» и за активно заинтересованное отношение субъекта к внешнему миру), и алайя‑виджняна (сознание‑сокровищница) – источник всех прочих видов сознания. Учение Виджнянавады создано философами Асангой (кит. Учжу) и Васубандху – V в. н.э.
[254]Следы‑впечатления (кит. сюньси; санскр. васана) – сложный термин буддизма Виджнянавады. Означает некие отпечатки (дословно: «воскурения, дым от курительной свечи»), оставляемые любым физическим, вербальным или ментальным актом эмпирического субъекта в алайя‑виджняне. В соответствующий момент эти отпечатки, хранящиеся в алайя‑виджняне как семена (кит. чжун цзы; санскр. биджа), вновь проявляются (благодаря особой силе сознания – мати‑шакти), реализуясь в опыте как следствие совершенных ранее действий. Это приводит к новой кармической активности субъекта, которая закладывает новые отпечатки в алайя‑виджняну и т. д.
[255]То есть эмпирическую личность и по видимости внешние вещи.
[256]То есть ментального сознания (санскр. мановиджняна) и клиштамановиджняны.
[257]Махаяна (кит. да чэн).
[258]Нагарджуна (кит. Луншу, II в. н.э. (?)) – один из крупнейших буддийских философов, создатель философии Мадхьямаки (срединное воззрение), или Шуньявады (учение о пустоте).
[259]Праджня‑парамита (премудрость, переводящая на иной берег существования) – интуитивная мудрость, интуиция пустоты, ведущая к пробуждению (санскр. бодхи), а также тексты, излагающие соответствующее учение. Сутры класса «Праджня‑парамиты» подготовили появление Шуньявады, в систематизированном виде разработанной Нагарджуной.
[260]Бодхисаттва (кит. пуса) – существо, наделенное пробуждением и отказывающееся от достижения Нирваны во имя спасения всех живых существ. Также любой человек, имеющий установку на достижение пробуждения и спасения всех существ (кит. пути синь; санскр. бодхичитта).
[261]То есть главный текст Мадхьямаки – «Мула мадхьямака карика» Нагарджуны (Чжун гуань лунь).
[262]Да чэн ци синь лунь (Махаяна шраддхотпада шастра) – текст, приписывающийся индийскому философу Ашвагхоше (кит. Ма‑мин), но скорее всего написанный в Китае в VI в. Посвящен теории Татхагатагарбхи.
[263]Как ниже указывает Цзун‑ми, подобного рода фразы есть в большинстве махаянских сутр.
[264]Маха бхерихкара париварта сутра.
[265]Панчавимшатисахасрика (маха) сутра.
[266]См. прим. 245.
[267]Вместилище Так Приходящего (Татхагатагарбха) – субстратное, или абсолютное, сознание Будды. Также зародыш буддовости, природа Будды в каждом живом существе. У санскритского слова «гарбха» два значения – утроба, лоно, матка и зародыш, что и обыгрывается в текстах. Китайцы при переводе выбрали значение «лоно» и перевели термин как «вместилище». Тибетцы предпочли перевод «зародыш». Так Приходящий (кит. жулай; санскр. Татхагата) – один из эпитетов Будды.
[268]Аватамсака сутра (Хуаянь цзин). По существу, речь идет лишь об одной сутре класса Аватамсака – «Гандавьюха сутре».
[269]Мир дхарм (кит. фа цзе; санскр. дхармадхату) – универсум как единое целое.
[270]Даосская реминисценция. Выражение фань бэнь, хуань юань (вернуться к корню, возвратиться к основе) очень характерно для даосских философских текстов. В философии Хуаянь восстанавливается отвергнутый ранее онтологический субстанциализм, но не на натуралистической (как в даосизме), а на идеалистической основе. Субстанциалистско‑онтологическая установка, почти неизвестная в тибетском буддизме (почти единственное исключение – школа Джонанг‑па), чрезвычайно характерна для китайского буддизма с его упором на теорию Татхагатагарбхи.
[271]Еще одна даосская реминисценция. Ср.: «Сокрой и сокрой это вновь» (Дао‑дэ цзин, § 1); «Поэтому если вещи умаляют, то они возрастают, если их увеличивают, то они умаляются» (Дао‑дэ цзин, § 42).
[272]Дхармовое Тело (кит. фа шэнь; санскр. дхармакая) – абсолютное Тело Будды, Будда как Абсолют. В доктрине Татхагатагарбхи отождествляется с последней.
Счетная вышивка бисером.
Счетная вышивка применяется в основном для вышивания картин, и используются схемы для вышивания крестом (рис. 2.3.1). Канва может быть разная, но главное, очень тщательно подобрать по размеру клеточки канвы бисер. Если бисер будет большего размера, чем клеточка канвы, то бисерины будут налезать друг на друга, вышивка беднт топорщиться и деформироваться. Если, наоборот, бисер мельче канвы, то вышивка получится рыхлая, а вышитая картина будет не аккуратной.
Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 728;