Смерть, трупы и пляска смерти

Чума дала пищу новым чувствам и новому типу ре­лигиозности. До того люди боялись смерти в основном потому, что после смерти человек мог попасть в ад; те­перь сильнее этого стал страх уже перед «первой фазой», то есть перед самой смертью. Страшная кончина от чумы ничуть не уступала адским мукам. Правда, как свидетель-


VI. ОСЕНЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ИЛИ ВЕСНА НОВОГО ВРЕМЕНИ? 245

ствует иконография, люди боялись ада и после середины XIV века, хотя Жан Делюмо (Delurneau) показал, что су­ществовала тенденция живописать — для равновесия — не только ужасы ада, но и райские наслаждения. Однако наибольшую популярность, если так можно выразиться, новое отношение к смерти принесло образу покойника.

«Пребывание рядом с трупом» стало в середине XIV века весьма распространенной темой в живописи. Изображалось это как «встреча» троих живых и трех мерт­вецов. Зритель видит трех молодых людей — красивых, счастливых и беззаботных — рядом с тремя трупами, ко­торые обычно изображались в гробах на кладбище. Осо­бое значение приобретает тема, которая была в то время более чем актуальна для всей христианской Европы. Это сюжет «Memento mori» («Помни о смерти»), который сфор­мировал новую религиозность, а также новый образ жиз­ни и направление раздумий. В результате появился ряд иллюстрированных трактатов об искусстве умирания (artes moriendi), подробный обзор которых сделан Альберто Те-ненти (Tenenti). Искания в этой области в XIV веке при­вели к появлению формулы Монтеня: «Философствовать — значит учиться умирать». Так, по всей европейской жи­вописи распространяется иконографическая тема, которая положит начало еще и новому мироощущению и филосо­фии — феномену macabre, эстетики, связанной с похоро­нами, мертвецами и человеческими останками. Одним из самых наглядных проявлений этого феномена была тра­диция помещать на могилах великих людей скульптурные изображения их трупов, так называемых transi. Самым известным таким изображением во Франции является над­гробие кардинала Лагранжа, выполненное около 1400 года. Всего в Европе известно 75 подобных скульптур, относя­щихся к XV веку.

В Италии XIV века отдавали предпочтение другому иконографическому сюжету, так называемому «триумфу смерти» — этот сюжет получил наглядное изображение в



РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ


пизанской церкви Кампо-Санто в 1350 году, через два года после начала эпидемии бубонной чумы. Существовали еще две темы, к которым художники обращались даже чаще: одна из них — «суета сует», изображение черепа, кото­рое будет занимать важное место в живописи весь пери­од Возрождения, а потом попадет и в искусство барокко; вторая тема — пляска смерти — была чрезвычайно харак­терна для искусства и мироощущения XV века.

Сюжет «пляски смерти» характеризуется подбором персонажей и тем, как именно они изображались. Изоб­ражение трупа отсылало в первую очередь к раздумьям о смерти одного человека, а в «пляске смерти» изобража­лось все общество, со всеми социальными и политически­ми слоями, которые его образуют. В «пляске смерти» уча­ствует все человечество во главе с Папой или импера­тором: тут и короли, и дворяне, и крестьяне, и буржуа. Женщинам тоже нашлось место. Важное значение имел и сам образ танца. Церковь строжайшим образом осужда­ла танцы, объявляя их проявлением фривольности, даже язычества, и крайне непристойным действом. Ей пришлось сделать исключение для придворных танцев, которые, однако, будут окончательно реабилитированы только в XVI—XVII веках; но крестьянские танцы, например каро-ла, по-прежнему порицались. В «пляске смерти» соедини­лись мирская традиция и отношение Церкви к танцам. Подразумевается, что танец — пагубное развлечение, и, танцуя, человечество движется к гибели, причем для это­го ему даже не требуется Сатана в качестве балетмейсте­ра. Европа «плясок смерти» — это Европа безрассудства, сумасшествия. В долгой европейской истории начинается череда безумных лет.

В XV веке изображения «пляски смерти» покрыли сте­ны христианской Европы. Первое из них, получившее из­вестность, появилось на стене кладбища Невинноубиен-ных в Париже в 1425 году. В 1440 году подобие париж­ской фрески появилось на стене кладбища Святого Павла


VI. ОСЕНЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ИЛИ ВЕСНА НОВОГО ВРЕМЕНИ? 247

в Лондоне, знаменитый художник Конрад Витц воспроиз­вел ее на кладбище Доминиканцев, в Базеле, еще один вариант этого сюжета появился в Ульме, большая фрес­ка, изображающая «пляску смерти», украсила Мариенкир-хе в Любеке, а в 1470 году к ним добавилась еще одна — в церкви Шез-Дье (Престола Господня). Самое удивитель­ное, что изображения многолюдной «пляски смерти» мож­но встретить и в маленьких церквях — в небольших го­родках и даже в деревнях: например на трансепте церкви в Кернеследене в Бретани (вторая половина XV века), в церкви Святого Николая в Таллине (конец XV века), в церкви Берама (п-ов Истрия, 1474),в Норр Альслев (Да­ния, ок. 1480), в церкви Санта-Мария-ин-Сильвис (в Пи-зоне около Феррары, 1490),в Храстовле (Словения, 1490),в Кермарии (Бретань, 1490),в Меле-ле-Грене (департа­мент Эр и Луар, конец XV — начало XVI века).








Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 668;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.