РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ. лезни и всей эпидемии. Бубонная чума уже обрушива­лась на Восток и Запад в VI веке, в эпоху Юстиниана


лезни и всей эпидемии. Бубонная чума уже обрушива­лась на Восток и Запад в VI веке, в эпоху Юстиниана. Потом на Западе она полностью исчезла, продолжая встре­чаться в Центральной Азии, а иногда и на восточной око­нечности Африки, а затем вновь активизировалась и об­рушилась на Европу в 1347-1348 годах. Откуда и когда пришла эпидемия, известно точно. Генуэзскую колонию Кафа (нынешняя Феодосия) в Крыму осаждали монголы, которые для большей эффективности осады перекидыва­ли через стены в крепость трупы умерших от чумы. Ба­цилла, разнесенная крысиными блохами или, что пред­ставляется сегодня более правдоподобным, через контак­ты между людьми, попала на Запад на борту кораблей, приплывших из Кафы. В течение 1348 года она распро­странилась практически по всей Европе. Бубонная чума превратилась в настоящую катастрофу, которая длилась на Западе до 1720 года: это был год последней крупной вспышки — в Марселе, и опять чума явилась с Востока. У человека, зараженного бациллой чумы, после коротко­го инкубационного периода начинался приступ, дливший­ся от 24 до 36 часов, и заканчивался он чаще всего смер­тью. Была и еще одна причина, из-за которой чума вселя­ла в жителей Запада особый ужас: им в полной мере открылось могущество инфекционных болезней. До того заразной болезнью считали проказу — на самом деле это не так, — а вот заразность чумы отрицать было невоз­можно. Кроме того, чуме сопутствовали тяжелейшие фи­зиологические и социальные явления. У зачумленных на­блюдались тяжелые нервные расстройства, и поскольку их семьи, общины и местные власти были не в силах спра­виться с этим злом, то чума казалась деянием дьявола. Последствия эпидемии проявлялись особенно зримо по­тому, что заражению подвергались группы людей, живу­щих общиной, и эта групповая структура, лежавшая в основе социального устройства Европы, подтачивалась, а зачастую и разрушалась чумой. Семьи, родственники,


VI. ОСЕНЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ИЛИ ВЕСНА НОВОГО ВРЕМЕНИ? 243

монастыри и приходы уже не могли обеспечить умершим сколь-нибудь пристойные индивидуальные похороны. Многие уже не удостаивались ни таинства соборования, ни даже молитвы или благословения во время похорон в общей могиле. Мы не располагаем документами, которые позволили бы точно оценить количество жизней, унесен­ных эпидемией. Ситуация была разной в разных облас­тях. Похоже, что потери нигде не были меньше, чем треть населения соответствующей области, а где-то оказались намного больше, и правдоподобная оценка общего количе­ства погибших такова: от половины до двух третей насе­ления христианского мира. Демографический спад в Анг­лии достиг 70%, ее население к 1400 году уменьшилось с 7 миллионов жителей приблизительно до 2 миллионов. По­следствия чумы отягчало то, что эпидемии возобновля­лись через приблизительно равные промежутки времени примерно с равной силой. Одна вспышка, которая при­шлась на 1360-1362 годы, с особой силой поразила де­тей. А далее в 1366-1369, 1374-1375, 1400, 1407, 1414-1417, 1424, 1427, 1432-1435, 1438-1439, 1445, 1464... Кро­ме того, одновременно с чумой людей косили и другие болезни: дифтерия, корь, свинка, скарлатина, тиф, оспа, грипп и коклюш. К тому же люди той эпохи считали чуму, войну и голод— тройку, как мы уже говорили, пришед­шую из Апокалипсиса, — родственными между собой бед­ствиями: все это порождало чувство полного ужаса.

Медики XIV века не могли еще найти настоящих при­чин эпидемии, хотя уже существовала уверенность, что такие причины есть и что бороться следует прежде всего с инфекцией. Такая уверенность противостояла другому объяснению эпидемии — как проявления Божьего гнева; это мнение, несмотря ни на что, оставалось самым рас­пространенным и самым стойким.

Хотя необходимых медицинских знаний еще не выра­боталось, имелись все же некоторые точные и полезные рекомендации. В частности, запрещалось собираться для



РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ


прощания у постели больного или умершего, а также на похоронах, пользоваться одеждой зачумленных — в общем, делались некоторые шаги по борьбе с распространением инфекции. Самой действенной мерой было бежать прочь от беды из людных городов в малонаселенную сельскую местность. Знаменитый текст, где упоминается такое пе­реселение, — вступление к «Декамерону» Бокаччо: там несколько богатых флорентийцев укрываются от чумы в сельском доме. Такой способ спасения от эпидемии был доступен, конечно, лишь немногим избранным. Чума усу­губила социальные конфликты и несчастья бедняков, она стала также одним из факторов, вызвавших в европей­ском обществе вспышку насилия, о которой мы еще пого­ворим дальше.

Власти, в том числе и городские, — прежде всего в итальянских городах, — приняли ряд мер, которые своди­лись к поддержанию чистоты и выполнению требований гигиены, что было несомненным достижением. Велась так­же борьба с неумеренной роскошью, которую позволяли себе богатые, — ее считали причиной Божьего гнева и наказания свыше. Чума вызвала изменения в ритуалах поклонения святым в христианстве: в частности, возрос­ла роль нескольких святых, которые заняли важнейшее место в духовном мире всей Европы, например, святой Себастьян — стрелы в его теле считались символом бед­ствий XIV века, — а в Западной и Южной Европе стали поклоняться также святому Роху.








Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 583;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.