РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ. же год IV Латеранский собор запретил основывать новые ордена


же год IV Латеранский собор запретил основывать новые ордена. Но группа Доминика следовала уставу святого Ав­густина, привычному в среде каноников, и этому брат­ству было дозволено организовать орден, который в пап­ской булле 1217 года был назван «орденом проповедни­ков». Доминик посылал братьев в разные города, как правило многолюдные (доминиканцы селились в больших городах, в отличие от францисканцев, которых больше при­влекали средние и малые), в частности в Болонью и в Париж, поскольку доминиканцы хотели, чтобы их пропо­веди основывались на серьезных научных знаниях. В кон­це жизни Доминик проповедовал главным образом в Се­верной Италии и умер в одном из болонских монастырей (1221). В 1254 году он был канонизирован.

Совсем другой личностью был Франциск Ассизский. Он был сыном купца-суконщика из маленького городка Ассизи; его влекла рыцарская жизнь. Около 1206 года он решительно отказывается от своих замыслов и от отцов­ского наследства, которое его ждет. В людном месте он демонстративно сбрасывает с себя одежду, порицает день­ги, торговлю и призывает сограждан к бедности и служе­нию Христу. С несколькими товарищами он образует груп­пу, странствующую по дорогам, а опорными пунктами для них становятся две скромные церкви в окрестностях Ас­сизи: Святого Дамиана и Порциункула. В трудном диало­ге с Папой Иннокентием III Франциск добился признания своего братства, состоявшего из клириков и мирян, в ка­честве нового ордена, для которого он создал устав. Поз­же этот устав был изменен по требованию Папы Гоно-рия III, утвердившего его окончательно в 1223 году,— Франциск изъял из текста наиболее вызывающие пассажи, касавшиеся бедности и общинной жизни. Перед тем как дать краткий очерк первых шагов францисканского орде­на, которые, в противоположность начальной деятельно­сти доминиканцев, были весьма энергичными, отметим но­визну обоих орденов. Больше всего бросается в глаза, вне всякого сомнения, их глубокое внедрение в городскую


V. «ПРЕКРАСНАЯ» ЕВРОПА ГОРОДОВ И УНИВЕРСИТЕТОВ. XIII ВЕК 215

среду и тот факт, что город становится главным местом проповеди и всей деятельности как для францисканцев, так и для доминиканцев. Однако францисканцы скитают­ся также по дорогам, находят приют в горных обителях. Их образ жизни разительно отличается от монашеского: они не владеют собственностью, у них нет ни земель, ни регулярных доходов. Они живут подаянием, которое иной раз поступает в виде крупных пожертвований, позволяю­щих им, вопреки заветам основателей ордена, строить все более и более крупные церкви, хотя эти церкви по-пре­жнему сохраняют определенную скромность отделки. Ни­щенствующие ордена не только ставят Христа и Еванге­лие в центр своих молитвенных практик, но и предлагают ту же модель мирянам. Франциск Ассизский доводит это стремление отождествиться с Христом до крайности. В уединении, на горе Альверна в Центральной Италии, он встречает серафима и принимает от него стигматы Хрис­та, то есть следы ран, полученных Христом на кресте. Кроме того, нищенствующие ордена с помощью энергич­ной проповеди обучают людей — как правило, жителей городов — новым религиозным практикам. Их усилиями рождается Европа звучащего слова, Европа проповедни­ков, которая впоследствии, секуляризовавшись, станет Европой публичных речей, Европой кафедры и трибуны. Франциск восхищался творением рук Божьих и вос­пел его в знаменитом «Гимне брату Солнцу», называемом также «Похвала творениям», в котором мы усматриваем истоки европейского чувства природы. Вскоре папская власть нашла для нищенствующих орденов, которые пер­вое время после основания служили Церкви своей пропо­веднической деятельностью, новые задачи вместо перво­начальных пастырских трудов. В борьбе с еретиками Цер­ковь принуждает нищенствующие ордена обратиться от проповеди к инквизиционной деятельности, и они оказы­ваются под угрозой извращения своего исконного призва­ния. Папская власть отнимает у епископов управление су­дами инквизиции и передает его нищенствующим орде-



РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ


нам. Таким образом, репутация нищенствующих орденов в европейском обществе XIII века оказывается весьма про­тиворечивой. С одной стороны, ими восхищаются, их сла­вят, им подражают. В 1233 году они весьма умело погаси­ли — впрочем, лишь на некоторое время — внутренние конфликты в городах Северной Италии (так называемое движение «Аллилуйя»). С другой стороны, они оказыва­ются объектом нападок и враждебности, подчас доходя­щей до ненависти. Ярким примером служит смерть доминиканца Петра Мученика, причисленного к лику свя­тых, неистового инквизитора, боровшегося с ересью на севере Италии: он был убит в 1252 году на дороге из Комо в Милан. Этого святого обычно изображают с головой, пронзенной кинжалом; его смерть показывает отдаление Церкви с нищенствующими орденами от большинства ве­рующих в результате действий инквизиции.

Оба ордена вызвали на себя главный огонь критики мирян из-за своей активности в области образования и науки, особенно в Парижском университете. Светские про­фессора, из которых главным был Гильом де Сент-Амур, а также такие поэты, как Рютбёф и Жан де Мён, энер­гично нападали на нищенствующие ордена. Прежде всего они ополчались на сам принцип нищенства и бедности. Разве не должен человек, в том числе и монах, жить пло­дами своего труда, а не подаянием, которое позволяет ему пребывать в праздности? Как мы увидим позже, это чув­ство возникает по мере рождения Европы труда и возве­личивания самой идеи труда. Разве нищенствующие бра­тья — настоящие нищие? Не следует ли отдавать пред­почтение перед ними истинным нищим, которые обречены на попрошайничество условиями своего существования? Присвоение функций, принадлежащих секулярному духо­венству1, — раздача Святых Даров, управление церква­ми, влекущее за собой взимание церковной десятины в свою пользу, — возмущает многих верующих, но в осо-

Священнослужители, живущие в миру, а не в монастырях.


V. «ПРЕКРАСНАЯ» ЕВРОПА ГОРОДОВ И УНИВЕРСИТЕТОВ. XIII ВЕК 217

бенности восстанавливает против нищенствующих орде­нов большую часть секулярного клира. Конфликт обостря­ется также и потому, что начиная с середины XIII века папская власть все чаще назначает епископов из числа нищенствующих братьев, размывая таким образом разли­чия между регулярным1 и секулярным духовенством.

Доминиканцы изначально проявляли интерес к наукам, да и францисканцы со временем стали его разделять (не­смотря на то, что Франциск Ассизский с настороженно­стью относился к занятиям, связанным с покупкой доро­гостоящих книг); и все же в университетах, особенно в Па­рижском, нищенствующих с самого начала недолюбливали, потому что они воспользовались участием секулярных про­фессоров в великой забастовке 1229-1231 годов, чтобы создать свои собственные кафедры. В университетский мир они вошли как штрейкбрехеры. Конфликт между свет­скими преподавателями и нищенствующими братьями не раз нарушал течение жизни Парижского университета в XIII веке. Папская власть вмешивалась в эти конфлик­ты, принимая, как правило, сторону нищенствующих, но ее вмешательства больше разжигали, чем гасили эти раз­доры, в которых заметную роль играли Бонавентура и Фома Аквинский, защищавшие достоинства и законность добровольной бедности. Таким образом, XIII век оказал­ся, благодаря появлению нищенствующих орденов, важ­ным периодом в долгой истории бедности в Европе, кото­рая, к сожалению, не закончилась и в наши дни.

Изнутри францисканский орден подтачивали в XIII веке и другие раздоры. Еще при жизни святого Франциска стро­го аскетической тенденции противостояла компромиссная, учитывавшая необходимость жизни в обществе. Франциск, судя по всему, чаще принимал сторону ригористов, но всег­да избегал вступать в конфликт с Церковью и папской властью. После его смерти в 1226 году (папская власть поспешила его канонизировать уже в 1228-м) вокруг его

1 Монастырское духовенство, монахи.


218 РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ

имени не раз вспыхивали конфликты, сотрясавшие орден. Первым поводом для такого конфликта оказалось то, что его преемник, брат Илия (назначенный самим Францис­ком, однако вызывавший большую неприязнь у братьев), начал строительство огромной и роскошной базилики в Ассизи, которая словно бросала вызов духовным устрем­лениям Франциска. Дальнейшие разногласия отразились главным образом в посвященных ему биографических тру­дах. Так родился конфликт, который впоследствии, в кон­це XIXвека, великий биограф Нового времени протес­тант Поль Сабатье назовет «францисканским вопросом». Согласно Сабатье, остроту его усугубило событие, которое в XIIIвеке призвано было как раз решить существующие проблемы. Дело в том, что в 1260 году генеральный капи­тул ордена принял беспрецедентное решение поручить генералу ордена Бонавентуре составление официального «Жития святого Франциска», которое должно было заме­нить все его прежние жизнеописания, отныне по распо­ряжению капитула подлежавшие уничтожению. Если вспомнить, что в это же время в Париже был осужден епископ Тампье, то придется, к сожалению, признать, что в XIIIвеке родилась не только Европа инквизиции, но и Европа цензуры.








Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 671;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.