ДОСТИЖЕНИЯ НИЩЕНСТВУЮЩИХ БРАТЬЕВ

XIII век был не только веком городов, купцов, универ­ситетов, литератур на местных языках; он также отмечен по всей Европе сильным влиянием монашества нового типа — нищенствующих орденов, из которых главными были доминиканцы, они же братья-проповедники, и фран­цисканцы (минориты). Монахи этих орденов жили не в коллективном уединении монастырей, а, как правило, со­обща с другими людьми в городах. Своей проповедью и литургической деятельностью они формируют новое об­щество и новое христианство, которое проявляет куда боль­ший интерес к мирянам; главной его задачей было стрем­ление вовлечь и клириков, и мирян в процесс бурного развития европейского христианства, и эти усилия оказа­лись весьма эффективны.

Для Церкви большой проблемой оставались незавер­шенная григорианская реформа, стремительное распро­странение ересей, неумение приспособиться к обществу, в котором усиливалось обращение денег, богатство в гла­зах людей становилось заслугой, а монастырская культу­ра, связанная с деревенской жизнью, оказывалась не в состоянии ответить на запросы христиан. Ответ на эти


V. «ПРЕКРАСНАЯ» ЕВРОПА ГОРОДОВ И УНИВЕРСИТЕТОВ. XIII ВЕК 213

запросы дают несколько религиозных и светских деяте­лей, которые основывают ордена нового типа вне мона­стырей; эти ордена были с большей или меньшей легко­стью узаконены папской властью. Подобные ордена полу­чили название нищенствующих, поскольку — и это было в них самой поразительной чертой — для их членов ха­рактерны смирение и бедность, а один, основанный Фран­циском Ассизским, был даже назван орденом миноритов (то есть меньших, младших братьев). Успех этих орденов привел к тому, что в начале XIII века их число умножи­лось. Но в 1274 году II Лионский собор оставил только четыре. Это были проповедники, или доминиканцы, мино­риты, или францисканцы, отшельники святого Августина и кармелиты. В начале XIV века папская власть добавила к ним сервитов Девы Марии. Эта община зародилась в среде флорентийских кающихся купцов, прислуживавших в приюте для нищих, посвященном Богородице; они уда­лились из города, чтобы жить сообща в бедности. Успех сервитов ограничился Италией, в основном северной ее частью. Нередко сервиты возвращались в города, — на­пример, они обосновались в Риме, где им была отведена церковь Св. Марцелла (Сан-Марчелло), — и занимались главным образом учеными трудами, часто наведываясь в Парижский университет. Но историографическая тради­ция не включает их в число нищенствующих орденов.

Высочайшему авторитету доминиканцев и францискан­цев во многом способствовали личности их основателей. Доминик, родившийся около 1170 года в Калеруэге в Касти­лии, в 1196 году стал членом капитула каноников города Осма. По делам капитула он путешествовал по всему Лан­гедоку и был поражен обилием еретиков и их влиянием. Он решил бороться с ними на их собственной террито­рии, живя в бедности и посвятив себя проповедничеству. Его отправными пунктами стали Пруйль и Фанжо между Каркассоном и Тулузой. Он собрал вокруг себя братство клириков, и братство это добилось такого успеха, что в 1215 году было признано Папой Иннокентием III. В тот










Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 602;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.