РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ. стианства с истиной библейской и истиной церковного учения — законной считается истина согласно разуму


стианства с истиной библейской и истиной церковного учения — законной считается истина согласно разуму, ко­торую можно преподавать, даже если она противоречит церковному учению.

Аристотель был, в известном смысле, главным автори­тетом для университетов XIII века; особенно его почита­ли в Парижском университете. Его труды по логике были с давних пор переведены на латынь, но «Метафизику», «Этику» и «Политику» открыли и перевели на латынь именно в XIII веке. Эти труды сперва было запрещено преподавать в университетах, но они вызывали живой интерес у студентов, и в университетах их читали и изуча­ли. Можно сказать даже, что учение Аристотеля, изло­женное по-латыни, в Средние века стало модным: к 1260— 1270 годам оно вошло почти во все курсы университетского обучения. Его великим пропагандистом был доминиканец Фома Аквинский, университетский преподаватель, также весьма популярный. Но приблизительно после 1270 года учение Аристотеля стало отходить на задний план: во-первых, из-за неодобрения, с которым к нему относились традиционалисты вроде Этьена Тампье, а во-вторых, на­оборот, под давлением более «современных» профессоров вроде Иоанна Дунса Скотта (1266-1308) и Уильяма Ок-кама (1285-1347), а также доминиканца Мастера Экхар-та (ок. 1260-1328 или 1329), которые противопоставляли ему более мистические и менее рационалистические идеи. Отныне интеллектуализм Аристотеля считался препятстви­ем на пути развития науки, которая становилась экспери­ментальной и открытой для свободных дискуссий.

Согласно изучаемым дисциплинам, университеты раз­делялись на факультеты. Насчитывалось четыре факуль­тета, и теоретически в каждом университете имелись все четыре, но на практике так было не всегда: очень часто один факультет намного превосходил по значимости все остальные, даже если они номинально существовали. Так, Болонский университет специализировался главным об-


V. «ПРЕКРАСНАЯ» ЕВРОПА ГОРОДОВ И УНИВЕРСИТЕТОВ. XIII ВЕК 189

разом на юриспруденции, Парижский — на теологии, уни­верситет Монпелье — на медицине. Существовала иерар­хия факультетов, согласно их месту в учебном плане и уважению, оказываемому каждому из них: в нижней час­ти пирамиды располагался подготовительный факультет, он же факультет искусств, где преподавали искусства тривиума (грамматику, риторику, а главное — диалекти­ку) и квадривиума (арифметику, геометрию, астрономию и музыку). На этом факультете часто отдавалось пред­почтение дисциплинам, которые мы сегодня назвали бы точными науками. Говоря о социальном составе, важно заметить, что студенты, учившиеся на подготовительном факультете, были самыми молодыми, самыми беспокой­ными и самыми небогатыми из всей студенческой массы, и лишь немногие из них потом продолжали обучение на другом факультете. Над факультетом искусств в иерар­хии располагались два других, которые представлялись студентам более привлекательными: юридический факуль­тет, где преподавали гражданское и каноническое право, и медицинский, на котором изучали скорее книжную и теоретическую медицину, нежели экспериментальную и практическую. Наконец, выше всех в иерархии распола­гался факультет богословский.

Первым университетом был Болонский; свой статус он получил от Папы только в 1252 году, но уже с И 54 года император Фридрих Барбаросса предоставил болонским профессорам и студентам привилегии. Точно так же па­рижские профессора и студенты получили привилегии от Папы Целестина III в И 74 году, а от короля Франции Филиппа Августа — в 1200-м. Но университет только в 1215 году получил статус от папского легата Робера де Курсона, а в 1231 году — из важнейшей буллы Папы Григория IX «Основание наук» («Parens scientiarum»): в ней содержится знаменитая похвала университетской системе и богословию, которое в университете, по выра­жению отца Шеню, становится наукой. В первые годы



РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ


XIII столетия были основаны университеты в Оксфорде, Кембридже и Монпелье. Неаполитанский университет был основан в 1224 году императором Фридрихом II, Лисса­бонский— в 1288-м. Римский Studium (городское учили­ще) тоже играл роль настоящего университета, где, как показал Агостино Паравичини Бальяни (Paravicini Baglia-ni), много места отводилось точным наукам и, в частности, оптике. Показательна история университета в Саламан-ке, прошедшего в своем развитии через несколько эта­пов. Основанный королем Альфонсом IX Леонским в 1218-1219 годах как королевское учебное заведение, он стал высшим учебным заведением в силу Carta magna1 Аль­фонса X Мудрого, короля Кастилии, а Папа Александр III в 1255 году пожаловал ему licentia ubique docendi2. Исто­рик этого университета Антонио Гарсиа-и-Гарсиа (Garcia у Garcia) прекрасно описал привилегии, пожалованные Альфонсом X Саламанкскому университету в 1254 году: «Согласно Carta magna, создавались кафедра гражданско­го права, три кафедры канонического права (одна по дек­ретам и две по декреталиям3), две кафедры логики, две — грамматики, две — физики (медицины), должность биб­лиотекаря, который должен был обеспечивать профессо­ров и студентов необходимыми книгами, одна должность органиста и одна — аптекаря. Число кафедр со временем увеличилось. Источником жалованья, которое выплачивали профессорам, была, главным образом, треть десятины из Саламанкского диоцеза. Кроме того, профессора и студенты широко пользовались церковными привилегиями». Особый случай представлял собой Тулузский университет, создан­ный папской властью как оплот в борьбе против ереси катаров; его основание было одним из следствий Париж­ского договора, который в 1229 году положил конец кре-

1 Великой хартии (лат.).

2 Разрешение [выпускникам университета] преподавать повсюду
(лат.).

3 Постановления Римских пап по частным случаям.


V. «ПРЕКРАСНАЯ» ЕВРОПА ГОРОДОВ И УНИВЕРСИТЕТОВ. XIII ВЕК 191

стовому походу против альбигойцев. Студенты для него набирались по всему христианскому миру: был разослан текст, сочиненный знаменитым английским преподавате­лем из Парижского университета Иоанном Гарландским, который расхваливал климат Тулузы и достоинства этого города, в том числе и прелести его жительниц. Южане отнеслись к созданию университета крайне отрицатель­но, видя в нем инструмент порабощения со стороны се­верян. Преподавание богословия в нем не привилось, и только во второй половине XIII века университет стал раз­виваться: в частности, были достигнуты успехи в препо­давании юриспруденции. Среди новшеств, которые укоре­нились в XIII веке в Европе благодаря новым университе­там, следует особо выделить забастовки — к ним стали прибегать и студенты, и преподаватели. Самой длитель­ной и самой знаменитой из них оказалась забастовка па­рижских магистров и студентов в 1229-1231 годах; пово­дом к ней послужила враждебность епископа и королевы Бланки Кастильской (юный Людовик IX впервые оказал тогда сопротивление матери: он поддержал университет, который вырвал у Папы буллу «Parens scientiarum»). Дру­гим новшеством было введение в календарь курсов, вхо­дивших в программу обучения, одномесячных летних ка­никул. Каникулы распространились по всей Европе и со­блюдались свято, как богослужения.

В христианском мире XIII века, уже, впрочем, приучен­ном Церковью к интернационализму, поражает то, что благодаря университетам профессора и студенты превра­тились в странников, которые в поисках знания путеше­ствовали повсюду и охотно перебирались из страны в стра­ну, привлекаемые модой или репутацией университета или учителя. Самыми знаменитыми парижскими преподавате­лями в XIII веке были доминиканцы немец Альберт Вели­кий и итальянец Фома Аквинский, а также итальянский францисканец Бонавентура.



РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ


Эта «легкость на подъем» студентов и преподавателей обеспечила успех средневековым университетам и позже дала им возможность присваивать студентам степени, которые признавались во всей Европе. Если студенты обладали возможностями и талантами, они получали по нескольку дипломов, из которых наиболее уважаемой была степень магистра богословия, которую присваивали после одиннадцати лет учебы. Первой ступенью была степень бакалавра, нечто вроде обряда инициации, который про­ходил дворянский отпрыск при посвящении в рыцари. Далее шел основной диплом, licentia ubique docendi, раз­решение преподавать повсюду, — от него произошла наша licence1. Даровать университетам право присваивать эту степень и связанные с ней привилегии мог только Папа. Третья и высшая степень была докторская; получившие ее переходили в разряд преподавателей (maitres). Так роди­лась Европа профессуры. Получить степень и преподавать могли как дворяне, так и люди незнатного происхождения. Среди университетских преподавателей были и выходцы из крестьянского сословия. Робер де Сорбон, получивший известность в свое время, то есть в XIII веке, как основа­тель самого славного парижского коллежа, Сорбонны (со­зданного благодаря щедрости его друга, короля Франции Людовика Святого), был весьма скромного происхождения, о чем ему неустанно напоминал его приятель сир де Жу-анвиль. Однако учеба в университете обходилась дорого, в том числе и потому, что студенты долгие годы должны были жить на свой счет в городе, где цены на жилье и питание постоянно росли. Поэтому немногие могли себе позволить учиться дольше, чем один-два года.

Чтобы помочь одаренным и трудолюбивым студентам преодолеть трудности, связанные со скромным социальным происхождением, некоторые благотворители основывали

1 Лиценциат, ступень в современной французской университет­ской системе.


V. «ПРЕКРАСНАЯ» ЕВРОПА ГОРОДОВ И УНИВЕРСИТЕТОВ. XIII ВЕК 193

или субсидировали особые дома, где могли бесплатно жить и питаться те, кого мы сегодня назвали бы стипендиатами. Так возникали коллежи, из которых самыми знамениты­ми в Париже (после Сорбонны) были коллеж д'Аркур и Наваррский коллеж, основанные в самом начале XIVвека. Часто в коллеж собирались студенты родом из одной и той же местности или изучавшие одну и ту же дисципли­ну. Так, в XIIIвеке коллеж Сорбонна принимал бедных студентов-богословов, а в Оксфорде, например, Мертон-колледж был в основном открыт для студентов-математи­ков. Таким образом, начиная с XIIIвека университеты и коллежи способствуют формированию содружеств бывших соучеников, которые занимают высшие должности как в церковной, так и в светской иерархии. Поскольку многие из них специализировались в области юриспруденции, они, например, сформировали во Франции в царствование Филиппа IVКрасивого правительство «законников», или «легистов». Так вырисовывались черты Европы христиан­ских «мандаринов» — высокообразованных, влиятельных чиновников.








Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 630;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.