Оправдание денег

Поначалу, вплоть до XIIвека, каждый купец — более или менее ростовщик, и Церковь его осуждает, но когда ростовщичество было практически целиком передано в руки евреев, а власть купцов окрепла, Церковь постепен­но стала оправдывать прибыль купечества и провела гра­ницу, правда довольно зыбкую, между доходами дозволен­ными и недозволенными. Некоторые оправдания были связаны с самой техникой торговли. Церковь разрешала взыскание задолженности купцам, если они не получили назад своих денег в срок или если их деятельность потер­пела ущерб из-за невозвращения долга. Торговая деятель­ность внедрила в европейские умы и в европейскую эти­ку такие понятия, как случай, риск и неуверенность. Надо полагать (и мы еще вернемся к этому вопросу), главным фактором, позволившим узаконить торговую прибыль, ста­ло представление о том, что прибыль — это плата за труд. Более того, понятие общего блага, общей пользы, распро­страняемое через труды схоластов и проповеди церковни­ков, стало применяться и к купцам. Так, в XIIIвеке спе­циалист по каноническому праву Бурхард Страсбургский



РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ


объявляет: «Купцы трудятся на общее благо и радеют об общественной пользе тем, что привозят товары на ярмар­ки и увозят прочь».

В начале XIII века англичанин Томас из Чобхэма запи­сывает в своем своде наставлений исповеднику: «Великая была бы нужда во многих странах, если бы купцы не при­возили то, чего вдоволь в одном месте, в другое место, где этого самого недостает. А посему они могут с полным правом получать воздаяние за свой труд». Таким обра­зом, отныне крупная международная торговля считается делом необходимым и угодным Богу, она входит в Божий промысел.

Возрастание престижа и власти купцов внесло боль­шие изменения в европейские умы. По выражению Ми­шеля Молла (Mollat), деньги, благодаря купцу, стали «ос­новой общества». Однако нельзя сказать, что купец со­знательно противостоял сеньориальным ценностям. Он старался, живя на манер дворян, сам стать таким же, как они, и иногда ему это удавалось. Кроме того, он старался покупать землю и извлекать доход из пользования ею и из эксплуатации крестьян, то есть присвоить фундамен­тальную основу власти, существовавшую в Средние века, — землю.

Эволюция религиозных обрядов, о которой пойдет речь позже, предлагала купцу и другие оправдания. Он щедро творил то, что Церковь называла делом милосердия, и, в частности, щедро раздавал милостыню. Строительство первых городских больниц, таких как Санта-Мария-дел-ла-Скала в Сиене, было большей частью делом его рук. С другой стороны, входят в обиход молитвы за души, пре­бывающие в Чистилище; распространяется вера в это пред­дверие Рая, где души очищаются от грехов, не смытых исповедью; это позволяет купцу надеяться на спасение, в котором Церковь отказывала ростовщикам до XIII века. В.одном тексте, написанном немецким цистерцианцем Це-зарием Гейстербахским, рассказывается история льежского


V. «ПРЕКРАСНАЯ» ЕВРОПА ГОРОДОВ И УНИВЕРСИТЕТОВ. XIII ВЕК 181

ростовщика, которого молитвы его вдовы привели сперва в Чистилище, а потом в Рай.

Особый интерес представляет покровительство, кото­рое, начиная с XIII века, большинство купцов оказыва­ло искусствам. Строительство церквей, а главное, возна­граждение художников, которые их расписывали (около 1300 года первый из «новых» художников, Джотто, полу­чил щедрое вознаграждение от заказчиков — богатых фло­рентийских купцов), были благочестивыми делами по от­ношению к городу, в котором купцы торговали. А кроме того, по всей видимости, среди тех людей Средневековья, кто сумел раньше и сильнее других почувствовать пре­красное, больше всего было именно купцов. Так возник неожиданный союз между деньгами и миром прекрасного.

Наконец, эволюция приемов торговли и, в частности, все возрастающая роль делопроизводства в ремесле куп­цов-банкиров развилась в определенную интеллектуальную культуру. Культурные запросы купцов привели к созда­нию городских школ, как, например, в Генте в 1179 году. Распространение письма, счета, географии, преподавания живых языков и повышение их значения в обществе дали толчок постепенному обмирщению культуры. Один гену­эзец советует купцу в конце XIII века: «Ты должен всегда помнить: следует записывать все, что делаешь. Пиши сра­зу, пока это не вылетело у тебя из памяти». А в следую­щем веке один флорентинец скажет: «Негоже лениться записывать». В области счета создается одно замечатель­ное произведение, «Книга абака» («Liber abaci»), опубли­кованная в 1202 году Леонардо Фибоначчи. Он родился в Пизе, его отец одно время был торговым консулом в горо­де Бужи в Северной Африке. Путешествуя по делам по христианско-мусульманскому торговому пространству, — Бужи, Египет, Сирия, Сицилия, — он приобщается к ма­тематике, которую арабы заимствовали у индусов. Он вво­дит в употребление арабские цифры, ноль, позиционную форму записи чисел, действия над дробями, предлагает пропорциональный ряд.


182 РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ

В конце XIII века купцы добились двух основных благ, прежде исключавших одно другое. Я имею в виду благо материальное и благо духовное. Раньше купцы зарабаты­вали деньги, но тем самым обрекали себя на духовную погибель, как показывает римская скульптура: кошель, ви­сящий на шее у торговца, влечет и низвергает его в пре­исподнюю. Отныне купец может владеть своими деньга­ми и, отбыв более или менее долгий срок в Чистилище, попасть в Рай. Произошло примирение «кошелька и жизни».








Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 600;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.