РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ. война стала для Церкви способом восстановления спра­ведливости и мира


война стала для Церкви способом восстановления спра­ведливости и мира. Кроме того, справедливая война по­нималась как борьба с насилием и жестокостью. Решаю­щая роль принадлежала папскому престолу. Папы видели в обращении христианской военной мощи против мусуль­ман множество выгод. Несомненно, это был способ вы­годно использовать растущее благоговение людей перед Иерусалимом и Христом. Кроме того, появилась возмож­ность перенаправить военные амбиции молодежи против неверных, и, наконец, папскому престолу представлялась возможность встать во главе всего христианского мира, поскольку вести войну, в которой религия столь тесно сплетается с политикой, надлежало лишь верховному вла­стителю религиозного мира, которым и мечтал быть Папа. И наконец, не случайно Папа, вдохновивший крестовые походы, Урбан II, принадлежал к клюнийскому ордену. Идея крестовых походов отлично вписывалась в перспек­тиву преобразования христианского мира, которое заду­мывалось влиятельным клюнийским сообществом.

Итак, папский престол способствовал распространению идеи священной войны; ее символом стал матерчатый крест, который нашивали на грудь участники крестовых походов. Так христианство отчасти уподобилось исламу, в котором с самого начала, согласно Корану, ведение свя­щенной войны (джихада) считалось главной обязанностью верующих.

Я не буду излагать здесь историю крестовых походов. Напомню только, что первый из них завершился взятием Иерусалима в 1099 году, которое ознаменовалось массовым истреблением мусульман христианами; за этим последовало создание христианских государств в Палестине, главным из которых стало латинское Иерусалимское королевство.

После захвата мусульманами Эдессы в 1144 году свя­той Бернард провозгласил Второй крестовый поход, который был предпринят императором Конрадом III и ко­ролем Франции Людовиком VII и закончился неудачей. В 1187 году арабский султан, курд по происхождению,


IV. ФЕОДАЛЬНАЯ ЕВРОПА. XI—XII ВЕКА 151

Салах ад-Дин (Саладин) во главе большого мусульман­ского войска разбил при Хаттине армию иерусалимского короля и захватил его столицу и все королевство, кроме города Тира. Третий крестовый поход предприняли импе­ратор Фридрих Барбаросса, который, отправившись сухо­путным путем, по неосторожности утонул в одной из рек Анатолии, а также король Англии Ричард Львиное Серд­це и король Франции Филипп Август, которые предпочли добираться в Святую Землю по морю. Этот поход тоже закончился поражением, и теперь Иерусалим был навсег­да потерян для христиан.

В XIII веке энтузиазм в отношении крестовых походов заметно ослаб. Император Фридрих II положил конец Шестому крестовому походу в 1228-1229 годах, заклю­чив с мусульманами договор, который большинство жите­лей Европы сочли позорным. Анахроничный всплеск бы­лого крестоносного пыла, а с ним и желание если не от­воевать святые земли, то хотя бы обратить в христианство неверных, способствовали подготовке еще двух крестовых походов, закончившихся неудачей. Их предпринял фран­цузский король Людовик IX (Людовик Святой): первый — в Египет и Палестину (1248-1253), второй— в Север­ную Африку, где в 1270 году под Карфагеном король умер. Последние оплоты христианства в Святой земле были захвачены мусульманами в 1289 (Триполи) и в 1291 (Акра и Тир) годах.

Идея крестового похода вызывала более-менее живой интерес отдельных правителей христианского мира и кое-кого из простых христиан до XV века. Создание Ос­манской империи после взятия турками Константинополя в 1453 году изменило отношение европейских христиан к Иерусалиму. Тем не менее, как убедительно показал Аль­фонс Дюпрон, иерусалимский миф, видоизменяясь, про­существовал до наших дней, и в совершенно ином кон­тексте противостояния Америки и мусульманских интег-ристов идея крестового похода, к сожалению, вновь возвращается к жизни.



РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ


Итоги крестовых походов оценивались в разное время очень по-разному. До недавних пор западные историки видели в них по большей части стимул к объединению Европы и признак жизнеспособности средневекового За­пада. Подобные взгляды постепенно отходят в прошлое. Современный исследователь Жан Флори говорит о суще­ствовании «парадоксов крестовых походов».

Парадокс первый: «Крестовые походы велись христиа­нами во имя религии, которая изначально призывала к миролюбию, против мусульман, исповедующих религию, которая, наоборот, изначально проповедовала джихад, но при этом на завоеванных землях ее приверженцы про­являли довольно большую терпимость».

Парадокс второй: «Крестовые походы явились завер­шением более масштабного процесса отвоевывания хрис­тианских земель, которое началось в Испании и именно там приобрело первые признаки священной войны, — по­том эта ее составляющая усилилась, и новым объектом отвоевывания стали Иерусалим и Гроб Господень. Однако если Реконкиста на Западе увенчалась полным успехом, то на Ближнем Востоке этот процесс закончился неуда­чей: он спровоцировал контрнаступление мусульман, ко­торое привело к захвату Константинополя в 1453 году и к тому, что османская угроза нависла над Восточной Ев­ропой».

Парадокс третий: «Изначально целью крестовых похо­дов считалась защита христиан на Востоке — в колы­бели христианства — и помощь Византийской империи в отвоевывании земель, захваченных мусульманами, что должно было впоследствии способствовать объединению христианских Церквей. На самом же деле крестовые по­ходы усилили и закрепили раскол между ними».

Парадокс четвертый: «Крестовый поход, провозглашен­ный Урбаном II, был представлен как война, направлен­ная на освобождение Палестины, и одновременно как па­ломничество ко Гробу Господню. Однако эта война разде­лилась на многочисленные сражения, которые Церковь,


IV. ФЕОДАЛЬНАЯ ЕВРОПА. XI —XII ВЕКА 153

точнее, папская власть вела не только против внешних врагов, но и против еретиков, раскольников и политиче­ских противников внутри христианского мира».

Мне представляется, что последствия крестовых похо­дов не ограничиваются усложнением отношений западных христианских стран с исламом и с Византией. Сегодня мусульмане, не отстававшие, к слову сказать, от христи­ан по части священной войны, возрождают память об агрес­сии, которую представляли собой крестовые походы, и вы­двигают мысль об исторической вине христианства. На мой взгляд, если не считать этого конфликта, крестовые походы ознаменовали собой конец одной иллюзии, быто­вавшей в европейском христианском мире, — представле­ния о том, что его столицей является Иерусалим. В этом смысле неудача крестовых походов стала благоприятным фактором для упрочения европейского единства. Она на­долго закрепила представление о тождественности терри­тории Европы и христианского мира. Если говорить о Византии, то совершенно верно, что крестовые походы углубили пропасть между Европой Западной и Восточ­ной, или латинской и греческой, — в особенности после 1204 года, когда участники Четвертого крестового похо­да, отклонившись от своего пункта назначения в Палес­тине, отправились завоевывать и грабить Константинополь и образовали там недолговечную Латинскую империю. По моему мнению, крестовые походы оказали отрицательное влияние и на ситуацию в самой Европе, в Западном мире. Походы не только не способствовали более тесному со­юзу христианских государств, но усилили их соперниче­ство. Это проявилось, например, в отношениях между Францией и Англией. Наиболее динамичные силы Европы, итальянские и каталонские торговцы, принимали участие в этих походах лишь в очень редких случаях, а по боль­шей части держались в стороне и переносили свою эконо­мическую деятельность на Восток, лишая Запад связан­ных с ней выгод. К тому же крестовые походы принесли Западу явные убытки, поглотив множество человеческих










Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 678;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.