Паломничества. Одна из особенностей видоизменяющегося в те време­на христианского мира — неслыханный расцвет паломни­чества

Одна из особенностей видоизменяющегося в те време­на христианского мира — неслыханный расцвет паломни­чества. Традиционная историография выстроила образ не-


IV. ФЕОДАЛЬНАЯ ЕВРОПА. XI —XII ВЕКА 105

подвижного Средневековья, где крестьянин прикован к зем­ле, большинство людей не покидают своей «малой роди­ны», а путешествуют одни лишь странствующие монахи да участники крестовых походов; сегодняшняя историо­графия создала взамен этой картины совсем другую, и, безусловно, более верную, в которой средневековое чело­вечество подвижно, проводит часть жизни в дороге (in via), воплощая христианское определение человека как путе­шественника, паломника, homo viator. Странники-палом­ники по большей части появились раньше, чем странству­ющие торговцы, хотя понемногу обе эти функции начина­ют выполнять одни и те же люди, а иногда паломники и торговцы движутся бок о бок по одним и тем же дорогам. Паломничество, как удачно заметил Мишель Со (Sot), требовало прежде всего ощутимого физического усилия. Уйти далеко, куда глаза глядят. Это усилие совершалось ради спасения души, отпущения грехов, телесного изле­чения. В Средневековье паломничество было еще и спо­собом покаяния, и когда после тысячного года, в особен­ности в XII и XIII веках, волна кающихся захлестнула христианский мир, идея паломничества будто обрела вто­рое дыхание. Паломник — человек вне родины, доброволь­ный изгнанник, и этот аскетизм будет одухотворять пер­вых вечных странников, которых встречали сперва с по­дозрительностью, потом — с почтением: это торговец или это студент, который шагал от школы к школе и от уни­верситета к университету. Но простого странствия недо­статочно: чтобы паломничество состоялось, нужна некая святая цель. Поэтому возникает целая сеть паломниче­ских маршрутов по христианскому миру, иерархия святых мест, куда паломники отправлялись ради духовного кон­такта с Богом или святым, которому они собирались по­клониться, а также ради физического контакта с могилой святого или местом его смерти. В 333 году галльские палом­ники составили трактат «Маршрут из Бордо в Иерусалим», а в 384 году испанская монахиня Эгерия надиктовала книгу










Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 654;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.