Феодальная раздробленность и централизованные монархии

На первый взгляд христианский мир XI и XII веков представлял собою в политическом плане зрелище весь­ма противоречивое — такое положение дел в Европе со­хранялось чуть ли не до сегодняшнего дня и в некотором смысле сейчас восстанавливается заново в связи с ны­нешней политикой децентрализации. С одной стороны, происходило установление феодального строя, который характеризуется ослаблением центральной власти (при Каролингах ей еще удавалось создавать иллюзию силы). Полномочия центральной власти дробятся и переходят к сеньорам, которые присваивают права, до того считавши­еся привилегией короля: право на чеканку монеты (но это право в те времена еще представляется не столь важным) и прежде всего — право вершить правосудие и устанав­ливать налоги. С другой стороны, после того как недолго­вечная Каролингская империя пришла в упадок, народы Европы группируются вокруг своих верховных правите­лей, которые находят способ сохранить в условиях фео­дальной раздробленности государств те остатки власти, что еще оставались у них в руках. У историков вошло в традицию говорить о пресловутой несовместимости цент­рализованного государства и феодальной системы. На деле все выглядело не так однозначно: выработался некий по­литический компромисс, который можно назвать феодаль­ной монархией. Существование таких монархий — они оставили будущей Европе немалое политическое насле­дие — было обусловлено несколькими основополагающи­ми факторами. В христианском мире феодальной эпохи существовало два института власти, стоявших выше, чем власть королей, возглавлявших свои монархические госу­дарства: это была власть Папы и императора. Здесь на первый взгляд имеется противоречие, и оно относится к папской власти. В описываемый период (XI—XII вв.) власть


110 РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ

понтифика неуклонно возрастает. Можно даже сказать, что в конце этого периода, при Папе Иннокентии III (1198-1216), папство являлось самой могущественной из хрис­тианских монархий. Оно осуществляло свою власть при помощи организованной структуры, охватывавшей весь христианский мир, сила центральных органов, представ­лявших Святой престол, росла, но самым главным факто­ром, вероятно, было то, что Святой престол собирал со всего христианского мира мзду, размер которой увеличи­вался: это предоставляло в распоряжение папства весьма серьезные финансовые средства, большие, чем у любой тогдашней монархии. Впрочем, Святой престол и Церковь соблюдали те нормы, которые явились прямым следстви­ем григорианской реформы, несмотря на попытки Григо­рия VII установить главенствующую роль Церкви над свет­ским государством. И действительно, происходит разде­ление духовной и светской власти, хотя в некоторых случаях, в частности, когда встает вопрос о кровосмеси­тельных браках, Церковь по большей части навязывает государству свою волю. Больше того, Святой престол бы­стро вырабатывает политику сотрудничества с монархия­ми и даже оказывает государственной власти серьезную поддержку.








Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 584;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.