Деньги и хартии

Роберт Бартлетт (Bartlett) наглядно показал, как про­цесс, который он называет «европеизацией» Европы в Средневековье, проявлялся не только в культе общих свя­тых и в существовании общих имен — тут он говорит о «культурном уравнивании антропонимики», — но и в рас­пространении чеканки монет и увеличении числа хартий (письменных документов). Я думаю, что неспособность средневековой Европы (после неудачи Карла Великого) ввести общую монету или, по меньшей мере, оставить не­большое число основных для Европы видов монет явилась одним из главных препятствий на пути создания единой средневековой экономической зоны. Тем не менее, при всем разнообразии монет не следует забывать о важнос­ти введения монет у тех народов, которые до присоедине­ния к христианскому миру ими не пользовались. Чека­нить монеты на территориях к востоку от Рейна начали после 900 года. В середине X века этим занялись и герцо­ги Богемии, а начиная примерно с 980 года — польские князья. Создание собственной денежной системы в Венг­рии совпало по времени с возникновением первых цер­ковных структур (1000-1001 годы). Бартлетт пишет, что «тысячный год стал свидетелем появления новых монет на пространстве от Среднего Дуная, до берегов Балтики и Северного моря».

По всему христианскому миру распространяется и дру­гой инструмент коммуникации и власти: начинается изго­товление и введение в оборот хартий. Использование пись­менных документов сыграло существенную роль в процессе введения единого порядка на территории Европы. Мы еще поговорим о том, что для Европы значила книга. А здесь я хотел бы, вслед за Робертом Бартлеттом, отметить важ­ное значение хартий. Эти тексты, имеющие юридическую силу и фиксирующие права на земли, строения, людей и доходы, были основным инструментом на службе у


104 РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ

права, богатства и власти; они составлялись и циркули­ровали по всему христианскому универсуму. Конечно, главными потребителями и авторами хартий были клири­ки, но подъем городов и появление, сначала в южной ча­сти христианского мира, нотариусов подключило к этому процессу и мирян. Расширение использования хартий при­вело к возникновению института, которому суждено было сыграть важную роль на всем христианском простран­стве, — канцелярии. Чтобы оценить значение хартий, до­статочно вспомнить, в какую панику впал король Фран­ции Филипп Август, когда англичане захватили в сраже­нии при Фретевале сундук с хартиями французской монархии. Было решено выделить для этих архивов по­стоянное хранилище, и Людовик Святой повелел помес­тить их в освященное место, часовню Св. Николая, а по­том — в Сент-Шапель, часовню королевского дворца. Барт-летт подчеркивает, что хартии активно распространялись и на окраинах христианского мира. Ситуация с письмен­ными документами и с деньгами схожа: широкое распро­странение хартий (и картуляриев, то есть упорядоченных и выверенных сборников хартий), как и распространение монет, привело к тому, что эпоха, когда эти инструменты были окружены неким сакральным ореолом, сменяется эпохой их практического использования. Так эти орудия богатства и власти будущей Европы были парадоксальным образом выведены из-под церковного влияния. В XII веке (1194) появляется еще один инструмент управления госу­дарством и его развития, который начал складываться при Карле Великом, — школы, а также новые центры, где про­исходит передача знаний, — университеты.








Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 516;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.