РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ. письменность. В монастырских, королевских и еписко­пальных скрипториях идет усердная переписка рукописей


письменность. В монастырских, королевских и еписко­пальных скрипториях идет усердная переписка рукописей, и Алкуин делает новый шаг в сторону ясности и упроще­ния — обращает внимание на пунктуацию. Карл иницииру­ет также работы по пересмотру текста Священного Пи­сания. Это сопоставление списков Священного Писания, с которого на средневековом Западе начнется большая работа по толкованию Библии, было важным начинани­ем, в котором уважительное отношение к исходным свя­щенным текстам совмещалось с внесением в перевод ра­зумных поправок, обусловленных развитием наук и обра­зования.

Каролингское возрождение до сегодняшнего дня при­влекает к себе внимание, в особенности роскошными ил­люстрациями и миниатюрами того времени. Ряд молит­венников и Псалтырей каролингского периода — это под­линные шедевры. Интерес к текстам псалмов, который ощущается в течение всего Средневековья, положит на­чало той особой приверженности к библейской поэзии, которая ощущается в Европе и поныне.

Нужно заметить также, что без прямой связи с каро­лингскими реформами, но в ту же эпоху появляется еще одна идея, имевшая успех, которой было суждено разви­ваться, просуществовать все Средневековье и сохранить­ся до сегодняшнего дня. После VI века Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова, не спешили причислять к каноническим текстам Нового Завета, и этот текст не вызывал интереса среди клириков и верующих. В конце VIII века одна книга в мгновение ока возрождает интерес к Апокалипсису. Речь идет о «Комментарии», составлен­ном около 780 года монахом Беатом из монастыря в Лие-бане, неподалеку от Сантандера. Число иллюстрирован­ных копий этого комментария растет в течение IX— X веков. Эти иллюстрации демонстрируют удивительные достижения западных художников-миниатюристов в


II. НЕУДАВШАЯСЯ ЕВРОПА: ЭПОХА КАРОЛИНГОВ. VIII —X ВЕКА 67

изображении ужасов и страхов. Благодаря Беату в Евро­пе появился первый настоящий триллер.

IX век имел также решающее значение для развития церковной архитектуры на Западе. Два новшества останут­ся важнейшим наследием этого периода. Одно из них — появление насыщенного символическим смыслом элемен­та, — поперечного нефа, или трансепта. Благодаря этому линейный (как у древней римской базилики) план цер­ковного здания приобрел форму креста. Трансепт появля­ется около 800 года в Сен-Морис-д'Ангон, в Кёльнском и Безансонском соборах. В этот же период при строитель­стве аббатства Сен-Рикье появляется еще одно нововве­дение, которому было уготовано большое будущее. Это фасад западных храмов с двумя фланкирующими башня­ми, предвосхитивший будущие порталы романских и го­тических церквей. Строятся здания-образцы: монастырь Сен-Дени, Фульдское аббатство, императорский дворец и капелла в Ахене. Заказчики и мастерские переезжают с места на место, и анонимные мастера — а они стали вос­приниматься как люди искусства лишь значительно поз­же — создают облик будущей Европы, в котором один па­мятник вторит другому.








Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 630;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.