Наследие, оставленное Карлом Европе

В эти времена, создавшие почву для позднейшего ка­ролингского мифа, было, тем не менее, заложено несколько краеугольных камней будущей Европы. Первый из них — это попытка введения единообразия в правовой области. Карл издал свод правил, которые должны были действо­вать на всей территории империи, относились к разным областям государственного управления и предназначались для выполнения их повсеместно и всеми жителями. Там были разделы, касающиеся крупных владений в сельской местности, образования, правовой системы и посланцев императора, именовавшихся «missi dominici». Это так на­зываемые капитулярии. Кроме того, Карл провел финан­совую реформу, учредив единую денежную систему, в ос­новании которой лежала серебряная монета — денье. Но успехи в восстановлении торговли на дальние расстояния, в частности с мусульманским миром, были весьма мало­численны. В то же время другая важная реформа оста­лась во многом незавершенной. Это реформа самих основ законодательства. Варварские законы, как мы видели, наделяли разных людей разными правами и имели ярко выраженный этнический характер. К франкам, бургундам, лангобардам и готам применялись разные законы. Карл Великий хотел заменить весь этот юридический разнобой единым законодательством, применимым ко всем людям, живущим на территории империи. Хотя эта попытка и не была до конца реализована, она остается одним из самых революционных начинаний Карла, и к тому же она помог­ла осознать принципиальную возможность введения еди­ного европейского права.

Более успешным стало другое начинание, проведен­ное под давлением Карла и его преемников — введение единообразия в монастырскую жизнь, что наложит свой отпечаток на формирующуюся средневековую Европу: монахи были многочисленны, весьма деятельны и пользо-


60 РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ

вались большим авторитетом. Еще на заре Средневеко­вья появились разнообразные монастырские уставы. Карл, любивший порядок и единообразие, поддержал объедини­тельную деятельность одного каталонского монаха, ко­торый основал монастырь близ Монпелье, в Аньяне, и в первую очередь занялся там возрождением и обновлени­ем устава VI века, автором которого был святой Бене­дикт Нурсийский. Принятие обновленного устава св. Бене­дикта — к тому времени уже широко распространенного в Италии — всеми монастырями на территории империи попадает в повестку дня пяти соборов, собиравшихся в разных городах в 813 году. Обязательность бенедиктин­ского устава провозгласил сын и преемник Карла Великого Людовик Благочестивый на Ахенском соборе в 816 году. Святой Бенедикт Нурсийский выделял в распорядке дня монахов время для литургии и личных молитв, для трудов физических и умственных; святой Бенедикт Аньянский добавил к этим видам деятельности миссию проповедни­чества и обращения язычников. В социально-культурной картине христианского мира IX—XII веков монастыри будут занимать важнейшее место, даже если согласиться с мнением Людо Милиса (Milis) о том, что их роль обыч­но несколько преувеличивается.








Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 544;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.