Качание на волнах рождений и смертей
Я не могу пройти мимо проблемы жизни и смерти. Многие молодые люди и люди пожилого возраста начинают служение обществу и борьбу за мир, исходя из своей любви ко всем, кто страдает. Они постоянно осознают, что наиболее важным вопросом является вопрос жизни и смерти, но зачастую не понимают, что жизнь и смерть — это не более как два лика единой реальности. Однажды поняв это, мы уже не испугаемся принять их вместе.
Когда мне было всего девятнадцать лет, старший монах наказал мне медитировать на образе трупа, захороненного на кладбище. Но я решил, что это чересчур сложно и воспротивился медитации. Теперь я больше так не считаю. Тогда я думал, что подобное созерцание предназначено старших монахов. Но с
тех пор я увидел многих безмолвно лежащих рядом друг с другом молодых солдат, некоторым из них было пятнадцать, четырнадцать, а то и тринадцать лет. Их не учили готовности к смерти. Теперь мне стало ясно, что тот, кто не знает как умирать, едва ли знает, как жить, поскольку смерть является частью жизни. Всего два дня назад Моби сказала мне, что она считает двадцатилетнего достаточно взрослым для медитации на образе трупа. Ей самой недавно исполнился двадцать один год.
Нам необходимо смотреть в лицо смерти, видеть и принимать ее, подобно тому как мы видим и принимаем жизнь. В буддийской Сутре осознанности говорится о медитации на образе трупа: созерцайте разложение тела, то, как тело цепенеет и синеет, то, как черви изъедают плоть, пока почти не останется мяса на костях, созерцайте до тех пор, пока не останутся одни лишь белесые кости, которые, в свою очередь, медленно исчезнут и превратятся в пыль. Созерцайте подобным образом, сознавая, что с вашим телом произойдет то же. Созерцайте труп до тех пор, пока к вам не вернутся покой и умиротворенность, пока ваши сознание и сердце не очистятся и не успокоятся, пока улыбка не возникнет на вашем лице. Таким образом, после того как вы преодолеете непостоянство чувств и страх, жизнь, каждое мгновение которой стоит прожить, покажется вам бесконечно драгоценной; причем драгоценными окажутся не только наша жизнь, но и жизнь других людей, других существ, других сообщностей. Нас более не сможет ввести в заблуждение мнение, что уничтожение чужих жизней необходимо для нашего выживания. Для нас очевидно, что жизнь и смерть—это не более как два лика жизни, что убрать один из них невозможно, как невозможно медаль лишить одной из ее сторон. Только после этого можно стать выше рождения и смерти и понять, что значит жить и что значит умирать. В сутре говорится, что бодхисаттвы, увидевшие сущность взаимозависимости, преодолели ограниченное мировоззрение и сумели пройти сквозь рождение и смерть, как человек, плывущий в утлом челноке, но не поглощенный и не затопленный волнами рождений и смертей.
Иногда говорят, что если посмотреть на мир глазами буддиста, то станешь пессимистом. Но мышление категориями оптимизма и пессимизма слишком наивно, оно упрощает истину. Лучше всего воспринимать мир таким, какой он есть. Мировоззрение пессимиста никогда не породит спокойной и блаженной улыбки, что расцветает на устах бодхисаттв и всех, кто постиг Путь.
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 617;