Медитация освобождает и исцеляет
При осознанной медитации наше тело полностью расслаблено, а сознание спокойно. Но такое состояние покоя и расслабленности в принципе отличается от ленивого и полусознательного состояния во время отдыха и сна. Медитация в полусознательном состоянии подобна пребыванию в мрачном подземелье. При осознанном состоянии человек достигает не только отдохновения и счастья, но пробужденности и чуткости. Медитация — это отнюдь не бегство от мира, это уверенное возвращение к нему. Человек, упражняющийся в осознанности, должен быть не менее бдителен, чем водитель автомобиля, иначе им овладеют забывчивость и рассеянность, подобно тому как уснувший водитель может вызвать дорожное происшествие. Будьте бдительны как человек, идущий на ходулях, когда любое неправильное движение может привести к падению. Будьте как безоружный средневековый рыцарь, продирающийся сквозь лес мечей. Будьте как лев, ступающий неторопливо, осторожно, твердыми шагами. Лишь обладая подобного рода бдительностью, вы сумеете достичь полного пробуждения.
Новичкам я советую метод чистого распознавания: распознавание без разбора. Все чувства, будь то сострадание или раздражение, должны приниматься, определяться и трактоваться с совершенно одинаковых позиций, поскольку все они заключаются в нас. Съедаемый мной мандарин является мной. Сажаемый мной росток горчицы является мной. Я сажаю всем сердцем и душой. Я отмываю чашку с усердием, с каким бы купал Будду либо Иисуса, когда они были младенцами. Все должно трактоваться беспристрастно. В состоянии осознанности сострадание и раздражение, горчичные ростки и чашка чая—равно священны.
Когда вами овладели печаль, тревога, ненависть, страсть либо нечто иное, то метод чистого наблюдения и распознавания может оказаться сложным. В таком случае вернитесь к созерцанию определенного объекта, сделав состояние вашего ума предметом созерцания. Подобная медитация освобождает и лечит.
Печаль и тревога, ненависть и страсть после сосредоточения и созерцания проявляют свою природу; такое проявление естественным образом ведет к излечению и освобождению. Клин выбивают клином, поэтому тревогу либо нечто иное, вызвавшее боль, можно использовать для освобождения от мук. Нам следует обращаться с тревогой, болью, ненавистью и страстью осторожно, почтительно, не отстраняясь от них, но сживаясь с ними, смиряясь с ними, проникая в их природу путем созерцания взаимозависимости. Можно быстро научиться подбирать предмет. созерцания в зависимости от обстановки. Предметы созерцания, такие, как взаимозависимость, сострадание, личность, пустота, непривязанность, относятся к разновидностям созерцания, способным вылечить и освободить.
Созерцание таких предметов, однако, может быть успешным только тогда, когда мы добились определенной силы сосредоточения, силы, достигаемой повседневным упражнением осознанности, наблюдением и распознаванием всего, что происходит вокруг. Но, кроме того, предмет созерцания должен быть подлинным, действительно имеющим под собой основу, не имеющим ничего общего с предметами философских рассуждений.Всякий предмет такого рода должен быть чем-то вроде пищи, которую необходимо продолжительное время готовить на огне. Мы кладем пищу в горшок, закрываем горшок и зажигаем огонь. Горшок — это мы, а жар от огня — это сила сосредоточения. Топливом станет непрерывное упражнение осознанности. Если жар не будет сильным, то пища никогда не будет готова. Но как только пища приготовлена, она проявит свою истинную природу и откроет нам врата к освобождению.
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 653;