Три удивительных ответа
В заключение позвольте мне пересказать короткий рассказ Толстого, рассказ о трех вопросах Правителя. Толстой не знал имени правителя...
Однажды некоему Правителю пришло в голову, что если он узнает ответы на три следующих вопроса, то он больше не совершит ни единной ошибки:
Какое время важнее для дела?
Какой человек важнее для дела?
Какая цель важнее для дела?
Правитель разослал указ по всему государству, где объявил, что
всякий ответивший на три вопроса получит щедрые дары. Многие, узнав об указе, отправились во дворец, спеша сообщить свои ответы.
Отвечая на первый вопрос, один из них посоветовал Правителю подготовить огромное расписание, в котором каждому делу отвести свой час, день, месяц или год, а после следовать этому расписанию. Таким образом он надеялся всякому делу найти подходящее время.
Другой, сказав, что невозможно планировать наперед, предложил Правителю оставить все суетные развлечения и непрестанно относиться с вниманием ко всему, дабы выяснить, когда же наилучшее время для всякого дела.
Некто утверждал, что сам Правитель и не смеет надеяться на то, чтобы лично предопределить и точно разрешить, какое время важнее для дела, а стало быть, ему необходимо выбрать мудрейшего из мудрых и следовать его советам.
Некто сказал, что известные условия требуют быстрых решений и не терпят отлагательств, но-де предвидеть их можно, призвав к себе колдунов и ясновидцев.
Отвечавшим на второй вопрос также явно не хватало единогласия. Один из них сказал, что Правителю необходимо сделать ставку на управляющих, другой настаивал на доверии к священникам и монахам, третий видел опору во врачах. Остальные полностью доверялись волхвам.
В ответах на третий вопрос было не меньше разногласий. Одни говорили, что наиболее важное занятие — наука, другие утверждали, что религия важнее. Остальные превозносили военное искусство.
Ни один из ответов не понравился Правителю и не заслужил его награды. После нескольких ночей раздумий Правитель решил посетить отшельника, который жил на вершине горы и слыл просветленным мужем. Правитель хотел задать отшельнику три вопроса. Зная, что отшельник никогда не покидает гор, что он привечает только бедных, не желая иметь дела со знатью, Правитель переоделся в крестьянское платье и приказал телохранителям ждать его у подножия горы, сам же стал взбираться на гору в поисках отшельника.
Дойдя до места обитания святого человека, Правитель увидел, что отшельник вскапывает огород перед своим домом. Отшельник заметил незнакомца, кивнул ему и продолжал работать. Очевидно, работа была нелегкой, и он тяжело вздыхал.
Правитель подошел к нему и произнес: «Я пришел сюда задать вам три вопроса: Какое время важнее для дела? Какой человек важнее для дела? Какая цель важнее для дела?» Отшельник внимательно выслушал, но лишь похлопал Правителя по плечу и снова стал копать. Правитель сказал: «Вы, должно быть, устали. Позвольте мне помочь вам». Поблагодарив его, отшельник протянул Правителю лопату, а сам уселся отдохнуть на землю.
Когда две гряды были вскопаны, Правитель сделал паузу, чтобы снова задать три вопроса отшельнику, но тот не ответил. Вместо этого он встал и, указав на лопату, сказал: «Может быть, вам отдохнуть? Я снова могу работать». Но Правитель продолжал копать. Прошел один час, два. Наконец солнце стало заходить за гору. Правитель отложил лопату и сказал отшельнику: «Я пришел, чтобы узнать ответ на три вопроса. Но если вы не можете ответить, будьте добры, дайте знать об этом, чтобы я мог вернуться домой».
Отшельник поднял голову и спросил Правителя: «Вам не кажется, что там кто-то бежит?» Правитель оглянулся. Они-увидели седобородого мужчину, выбежавшего из леса. Он бежали стремглав, прижимая руки к кровоточащей ране на животе. Добежав до Правителя, он, стеная, рухнул без сознания на землю. Правитель и отшельник расстегнули одежду раненого и увидели,. что рана глубока. Тогда Правитель тщательно промыл ее, а после, разорвав свою рубашку, перевязал ее, но через несколько минут повязка полностью пропиталась кровью. Правитель ополоснул повязку и вновь перевязал рану, затем он повторял это, пока кровь не остановилась.
Наконец к раненому вернулось сознание, и он попросил пить. Правитель побежал к источнику и вернулся с кувшином чистой воды. Тем временем солнце зашло, и в воздухе повеяло ночной прохладой. Отшельник помог Правителю перенести, человека в свой дом, где они уложили его на кровать. Тот успокоился и закрыл глаза. Правитель, весьма утомленный прошедшим днем, растянулся напротив двери и тоже уснул. Когда он проснулся, солнце уже взошло над горой. Забыв на минуту, откуда и зачем он здесь, Правитель взглянул на кровать и увидел раненого, смущенно взиравшего на него. Увидев, что Правитель проснулся, тот, глядя на него, слабо прохрипел: «Помилуйте меня».
«Но за что я должен миловать вас?» — спросил Правитель.
«Ваше величество, вы не знаете меня, зато я знаю вас. Я был вашим кровным врагом. За то что вы убили в прошедшей войне моего брата и захватили мои земли, я поклялся отомстить вам. Когда я узнал, что вы отправились на гору к отшельнику, я решил напасть на вас на обратном пути и убить. Но вас долго не было, и, не в силах больше ждать, я покинул свое убежище, дабы найти вас. Но вместо того чтобы найти вас, я столкнулся с вашими телохранителями; они, узнав, ранили меня. К счастью. я вырвался и сумел добежать до вас. Не будь вас здесь, я был бы мертв. Я намеревался убить вас, но вместо этого вы сохранили мне жизнь! Мое смирение и благодарность превыше всяких слов. Если я останусь жив, я буду служить вам всю оставшуюся жизнь и накажу своим детям и внукам поступать точно так же. Так смилуйтесь же надо мной!»
Правитель был в восторге от столь легкого примирения с кровным врагом. Он не только простил его, но обещал вернуть захваченные земли и прислать личного врача и слуг, чтобы те ухаживали за ним вплоть до полного выздоровления. Приказав телохранителям нести человека домой, Правитель вернулся к отшельнику. Перед возвращением во дворец он хотел задать ему веете же три вопроса. Оказалось, что отшельник сажает семена во взрыхленную накануне почву.
Отшельник встал и посмотрел на Правителя: «Но ваши вопросы уже разрешены».
«Каким же образом?» — в недоумении спросил Правитель.
«Вчера, если бы вы не сжалились надо мной и не помогли бы мне вскопать гряду, на обратном пути домой тот самый человек напал бы на вас. Тогда вы бы пожалели, что не остались со мной. Таким образом, самым важным оказалось время, когда вы вскапывали гряду, самым важным человеком был я, а самой важной целью была помощь мне. Позже, когда прибежал раненый человек, самым важным оказался момент, когда перевязывали раны, поскольку иначе он бы умер, и вы бы не смогли примириться с ним. Стало быть, он был самым важным человеком, а самой важной целью для дела оказалась забота о нем. Запомните, что нет важнее времени, чем сейчас. Нам дана власть лишь над текущим моментом. Нет важнее человека, чем тот, кто рядом с вами, поскольку вам никогда не узнать, будете вы иметь с ним дело в будущем или нет. Самая важная цель — это сделать своего ближнего счастливым, ведь, в сущности, она является единственной целью в жизни».
Рассказ Толстого словно бы взят из писания, его можно поставить наравне с любым священным текстом. Мы говорим о служении обществу, людям, человечеству, тем, кто находятся далеко, помогаем вернуть миру мир, но зачастую забываем, что прежде всего необходимо помогать нашим ближним. Если вы не можете служить жене, мужу, ребенку либо родителям, то каким же образом вы собираетесь служить обществу? Если вы не можете счастливыми других? Если наши друзья по движению за мир либо служению обществу не будут любить и помогать друг другу, то сумеют ли они любить и помогать другим? Мы служим людям или красивому девизу?
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 833;