Вода стала прозрачнее, а травы - зеленее
Однажды Будда сказал, что проблема жизни и смерти по сути является проблемой осознанности. От осознанности зависит, жив человек или нет. В Самьюта никая содержится следующая история, рассказанная Буддой. Действие ее происходит в небольшой деревушке.
Знаменитая танцовщица появилась в деревушке, и люди заполонили улицы, желая хотя бы краем глаза увидеть ее. Как раз в это время осужденному преступнику было наказано пронести через деревню котел, до краев наполненный маслом. Все свое внимание он должен был сосредоточить на переполненном котле, поскольку даже за одну пролитую на землю каплю масла стражнику, следующему за ним, было приказано отрубить ему голову. Дойдя до этого места рассказа, Будда Гаутама спросил: «Как вы думаете, смог бы наш осужденный настолько сосредоточиться на котле с маслом, что не взглянул бы украдкой на знаменитейшую в городе танцовщицу и не заметил бы толпящихся жителей деревни, устроивших такую суматоху на улицах, что могли сбить его в любой момент?»
В другой раз Будда упомянул случай, который неожиданно помог мне увидеть сверхважность упражнений в осознанности; это необходимо для того, чтобы защитить и сохранить себя, чтобы не проявлять чрезмерную озабоченность по поводу поведения других, что зачастую вызывает чувство тревоги и обиды. Будда сказал: «Некогда жили два акробата: нищий вдовец и его ученица — девочка по имени Меда. Чтобы как-то прокормиться, они выступали вдвоем на улицах. Вдовец старался удержать на голове высокий бамбуковый шест, пока Меда взбиралась на него. Затем он начинал ходить по улице, а Меда оставалась наверху. Им необходимо было собрать все свое внимание, чтобы сохранить равновесие и избежать всяких неприятностей во время представления. Однажды вдовец дал следующий совет своей ученице: „Послушай, Меда, давай будем следить друг за другом, так мы поможем себе сосредоточиться, сохранить равновесие и избежим беды. Тогда мы обязательно получим деньги на еду". Но юной ученице хватило мудрости ответить: „Милый мой учитель, мне кажется, было бы лучше каждому из нас следить за собой. Следя за собой, мы будем следить друг за другом. Я уверена, что таким образом мы избежим беды и получим деньги на еду". Будда сказал: „Дитя ответило верно"».
В семье, где хотя бы один человек упражняется в осознанности, осознаннее станут все. Один человек, живущий осознанно, напомнит всей семье, что значит жить осознанно. Студент, живущий осознанно, повлияет на всю свою группу.
В обществах служения миру мы должны следовать тому же принципу. Не беспокойтесь, если окружающие вас не все делают хорошо. Лучше позаботьтесь об умножении своих достоинств. Работая в полную силу, вы покажете другим, как правильно работать. Но умножение достоинств требует постоянных упражнений в осознанности. Это действительно так. Лишь благодаря упражнению в осознанности мы останемся собой и достигнем сияющей радости и мира. Лишь благодаря упражнению осознанности мы сможем принимать других с открытым сердцем и глазами, полными любви.
Я был приглашен на чашку чая в комнату этажом ниже, где у нашего друга было пианино. Пока Кирстен, она из Голландии, наливала мне чай, я, взглянув на ворох бумаг на столе, сказал: «Может, вам на минутку отвлечься от работы и сыграть на пианино?» Кирстен была не прочь ненадолго отложить заявления на помощь для сирот и села за пианино, чтобы сыграть призведение Шопена, которое она выучила еще будучи ребенком. Некоторые части были плавными и мелодичными, а другие были громкими и быстрыми. Ее пес лежал под чайным столиком, и, когда напряжение музыки стало нарастать, он стал скулить. Я знал, что псу было тяжело и он хотел остановить музыку. Кирстен ухаживала за ним как за ребенком, и вполне возможно, что пес был более восприимчив к музыке, чем многие дети. Или, может быть, он стал себя так вести, потому что его уши уловили звук, неслышный для человека. Кирстен продолжала играть, одновременно пытаясь угомонить пса, но бесполезно. Закончив, она принялась играть другой отрывок, теперь уже из Моцарта, который был светлым и гармоничным. Пес лежал спокойно и, казалось, пребывал в блаженстве. После Кирстен села рядом со мной и сказала: «Часто, когда я играю громкий отрывок из Шопена, пес хватает меня за одежду и пытается оттащить от пианино. Иногда, чтобы доиграть, мне приходится выставлять его за дверь. Но он всегда спокоен, когда я играю Баха или Моцарта».
Кирстен вспомнила сообщение о том, как в Канаде люди пробовали ночью играть Моцарта для своих растений. Растения росли быстрее чем обычно, а их цветы поворачивались в сторону музыки. В другой раз Моцарта играли на пшеничных и ржаных полях; при сравнении оказалось, что рожь и пшеница на этих полях росли также гораздо быстрее, чем на других.
Слушая Кирстен, я подумал о залах заседаний, где постоянно идут споры и дебаты, где злые колкие слова летят направо и налево. Если в этих залах посадить растения либо цветы, то вполне возможно, что они не станут расти.
Я подумал про сад, за которым ухаживает живущий осознанно монах. Его цветы, питаемые светом и теплом его осознанности, всегда свежи и зелены. Кто-то из древних сказал:
Когда рождается большой Наставник,
Вода в реке становится прозрачней,
И травы еще ярче зеленеют.
Нам необходимо слушать музыку либо заниматься дыхательными упражнениями перед всякой встречей или заседанием.
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 834;