Одно во всем, все в одном: пять скандх
Позвольте мне уделить немного внимания методам, которые вы могли бы использовать, чтобы избавиться от узости мировоззрения, достичь бесстрашия и действительного сострадания. Этими методами является созерцание взаимозависимости, непостоянства и сострадания.
Во время медитации сидя, после того как вы взяли контроль над своим сознанием, вы можете направить усилие сосредоточения на созерцание взаимозависимой природы определенных объектов. Такой способ медитации не является рассудочным размышлением о философии взаимозависимости. Это проникновение сознания в сознание, постижение подлинной природы объекта созерцания путем использования силы сосредоточения.
Вспомним простую и старую истину: субъект познания не может существовать независимо от объекта познания. Чтобы видеть, надо что-либо видеть. Чтобы слышать, надо что-либо слышать. Чтобы злиться, надо быть на что-либо злым. Надеяться можно только на что-либо. Думать можно только о чем-либо. Когда объект познания «что-либо» не существует, не может быть субъекта познания. Последователь созерцает сознание и, таким образом, может увидеть взаимозависимость субъекта познания и объекта познания. Когда мы упражняемся в осознанности дыхания, тогда познание дыхания становится сознанием. Когда мы упражняемся в осознанности тела, тогда познание тела становится сознанием. Когда мы упражняемся в осознанности внешних объектов, тогда познание внешних объектов становится сознанием. Таким образом созерцание взаимозависимой природы всех предметов также становится созерцанием сознания.
Любой объект сознания является сознанием. В буддизме объекты сознания называют дхармами. Обычно дхармы объединяют в пять категорий:
1) телесные и физические формы;
2) чувства;
3) восприятия;
4) умственная деятельность;
5) сознание.
Эти пять категорий называются пять скандх. Однако пятая категория, сознание, включает в себя остальные категории и является основой их существования.
Созерцание взаимозависимости заключается во внимательном рассмотрении всех дхарм для того, чтобы постичь их подлинную природу, чтобы понять, что они являются частью единой действительности и что единая действительность неразделяема. Ее невозможно поделить на части, которые бы существовали сами по себе.
Самым близким объектом созерцания является наша личность, образованная совокупностью всех пяти скандх. Поскольку пять скандх образуют вас, то вы созерцаете их прямо сейчас,
Вы — это знание телесных форм, чувств, восприятий, умственной деятельности и сознания. Вы наблюдаете эти «объекты» до тех пор, пока вы в состоянии видеть близкую связь каждого из них с вашим внутренним миром: если мир не существует, тогда совокупность пяти скандх также не может существовать.
Рассмотрим пример стола. Существование стола возможно благодаря существованию вещей, которые не являются столом: лес, где рубили деревья; плотник; железо, ставшее гвоздями и шурупами, и бесконечное множество прочих вещей, которые имеют отношение к столу: родители и предки плотника, солнце и вода, что помогали деревьям расти.
Если вы поймете сущность стола, тогда вы увидите, что в самом столе присутствуют вещи, которые, на первый взгляд, не имеют ничего общего со столом. Если вы, взяв эти вещи, вернете их обратно — деревья в лес, плотника к его родителям, гвозди превратите в железо, то стол перестанет существовать.
Человек, который, посмотрев на стол, может увидеть вселенную – этот человек способеным постичь Путь. Созерцайте совокупность пяти скандх внутри себя тем же способом. Созерцайте, пока не сможете увидеть присутствие не-вас в вас, пока не поймете, что ваша жизнь и жизнь вселенной едины. Когда пять скандх возвращаются к своим истокам, ваше «я» более не существует. Каждое мгновение мир порождает пять скандх. Нет никакого различия между вами и совокупностью пяти скандх. Совокупность пяти скандх играет определяющую роль в формировании, создании и разрушении всех вещей во вселенной.
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 728;