Подсказки ухаживающих
Среди человекообразных обезьян и обычных мартышек на любовные ухаживания обычно отваживаются особи, занимающие сходное положение и социальной иерархии. Ухаживания выражаются и том, что животные выбирают друг у друга из шерсти насекомых, блох, кусочки отмершей кожи. Это взаимный тип ухаживания: так выражается дружба и солидарность между равными. Ухаживания животного, имеющего подчиненный статус, за доминирующей особью носят совершенно иной xарактер. В подобной ситуации ухаживания — выражение лояльности к власти. Вот почему они носят однонаправленный характер — от подчиненною к лидеру, но никогда не наоборот.
Если мы сравним описанные выше законе» мерности с теми, что характерны для сферы касаний, то обнаружим, что в кругу дружеского общения ухаживания и касания регулируются одними и теми же принципами, которые приобретаю! совершенно иную окраску, когда общаются люди с неравным социальным статусом. Друзья, на пример, часто обмениваются прикосновениями чтобы утешить друг друга или выразить свою любовь. Однако когда в том или ином кругу общения между людьми на первый план выступают различия в социальном статусе или служебном положении, то обычай прикасаться, сложившийся в мире людей, имеет прямо противоположную направленность по сравнению с той, что характерна для человекообразных и других видов обезьян. Дело в том, что лидер сохраняет за собой право прикасаться к своим подчиненным, а подчиненные всякий раз обязаны доказывать, что у них в мыслях нет притронуться к своему начальнику. Следовательно, в мире людей роль ухаживаний смещена в область речевого контакта: когда мы хотим угодить своему боссу, мы заводим «речи ухаживающего», или, образно говоря, «хлопаем хвостом по голенищу». Другими словами, вместо того чтобы воспользоваться руками, чтобы ласкать его тело, мы прибегаем к помощи слов, что бы ублажать его самолюбие.
' Необходимость показаться существом привлекательным и неспособным производить угрожающее впечатление подталкивает нас произносить речи ухаживающего. Желание нравиться другим людям коренится в самых глубинах нашегосердца — впрочем, эта страсть присуща всем общественных животных, в том числе и ям. Она загорается в сердце особенным пламенем, когда мы рассчитываем произвести выгодное впечатление на персон, наделенных куда большими властными полномочиями, чем мы сами. В подобной ситуации люди обычно следуют двум принципам поведения. Первый из них «самоукорение», то есть уличение самих себя в дурных склонностях и поступках; другой — «возвеличивание других» -- восхваление кого-нибудь из знакомых за его добрые намерения и дела. Самоукорение может обрести форму приуменьшения собственных достоинств и сокрытия своих талантов или отрицания личного вклада как в собственные достижения, так и в успехи других. Люди с подчиненным статусом прибегают к помощи подобных приемов, когда разговаривают с лидера-Это позволяет им доказать свою неспособность к угрожающему поведению, в результате лидер вырастает в собственных глазах. Наделенные властью люди в присутствии подчиненных иногда склонны прибегнуть к самоукорению, преследуя при этом особую цель — чудить в подчиненных желание противоречить, столь нелестному отзыву шефа о самом себе. Познакомив клиента с условиями будущей сделки, шеф иногда обращается к одному из своих подчиненных примерно со следующими слова ми: «Думаю, вы знаете, что я обычно не слишком хорошо справляюсь со своими обязательствами». Шеф при этом вовсе не призывает своего подчиненного согласиться с ним, он просто осторожно забрасывает удочку, выжидая, не клюнет ли под чиненный на приманку, и не воспользуется ли возможностью лишний раз польстить своему шефу, сказав в ответ что-нибудь комплиментарное, типа: «Это несправедливо, босс, вы поистине блистательный знаток своего дела!» Закинул удочку в надежде подсечь животрепещущую лесть любят и подчиненные. Используется этот прием и в разговоре между равными. Например, когда супружеская пара возвращается со званого ужи на, жена может сказать: «Сколько обворожительных женщин мы сегодня видели: разве все они или, по крайней мере, большинство из них не заслуживают восхищения?» При этом она вовсе не ждет от мужа согласия, нет, она надеется, что он ответит что-нибудь типа: «Чепуха, дорогая, они и мизинца твоего не стоят!»
Вся прелесть подобного закидывания удочки заключается в том, что тот или иной- человек может услышать о себе что-нибудь хорошее, ж обмолвившись при этом о себе ни одним лестным словом. Когда мы бросаем приманку, как червячка на блесне, и подзадориваем людей клюнуть на нее и сделать нам комплимент, мы можем вынудить их сказать нечто, от чего впоследствии они уже не смогут отречься, и что, не исключено повлияет в будущем на их же собственное мнение о нас. Психологи обнаружили удивительную особенность: оказывается, что если человек в силу обстоятельств был вынужден прилюдно одобрит! чье-либо мнение, идущее вразрез с его собственными воззрениями, то весьма вероятно, что много лет спустя окажется, что он сам уже согласен с некогда чуждыми ему взглядами. Этот же эффект срабатывает и в случае с выуживанием лестных нам комплиментов из души своего ближнего. Если вам удастся подвигнуть кого-нибудь замолвить за вас доброе, даже лестное, словечко, то, скорее всего, в будущем он и впрямь будет восхищаться вами.
Существует немало способов снискать расположение окружающих. Во-первых, можно соглашаться со всем, что бы они ни говорили. Во-вторых, оказывать им знаки внимания и уважения. А в-третьих, и это, пожалуй, самый верный способ — льстить им, отпускать им комплименты. Когда мы в комплиментарной форме выражаем восхищение кем-нибудь, мы вполне отдаем себе г отчет в том, что же мы делаем, но едва ли при этом задумываемся о том, каковы мотивы нашего поведения или чего мы, собственно, хотим достигнуть, то есть, какие желанные цели туманно маячат в нашем подсознании и влекут нас к себе. Многие из нас пришли бы в ужас, если бы только осознали то, насколько изменяется наше поведение в присутствии людей, наделенных властью, или иных привлекательных для нас особ, особенно если мы надеемся понравиться им или вызвать их интерес. Тем не менее мы с удивительным постоянством делаем в их присутствии подобные вещи — соглашаемся со всем, что бы они ни сказали, скрываем наши собственные чувства, Говорим, насколько умны эти люди, — словом, мы всецело преображаемся и стараемся повернуться к ним самой выигрышной стороной нашего характера.
Наша жизнь в обществе буквально пронизана искусством льстить и располагать к себе людей; но особенно важную роль играет умение подмаслить или втереться в доверие в жизни делового человека или бизнесмена. Это «масло» — прекрасное средство для всевозможных колесиков и шестеренок внутри организации, оно уменьшает трение между людьми на самых различных уровнях и сглаживает разнонаправленные импульсы и стремления людей, аранжируя их пестрые акценты в едином звучании корпоративного органа, трубы которого напоминают социальную лестницу. Исследователи сделали весьма грустное открытие — оказывается, служащие, котором знают толк в искусстве плести кружево лести своему шефу, к своему великому удовольствию продвигаются по службе с несравненно большем» легкостью, нежели те, кто сосредоточил все свое внимание и силы на честном исполнении любом порученной им работы.
Заискивание — весьма выгодная форма поведения для любого служащего любых компаний и корпораций, поскольку долгие упражнения в искусстве втираться в доверие хорошо сказываются не только на гладкости и выделке его кожи, но и характера, поэтому в общении он — сама любезность. К тому же подобное поведение ничуть не обременительно ни для самого подчиненного, им для его кошелька. Однако остается риск, что льстеца выведут на чистую воду. Тогда вскроются мотивы его поступков и будет невозможно избежать каверзных вопросов и экивоков. Когда социальный статус человека, на котором сосредоточены интересы льстеца, значительно выше его собственного положения в обществе, возникаем грозная опасность, связанная с тем, что объект заискиваний может решить, что рассыпающийся и похвалах человек далек от искренности, просто ей или ему не дает покоя желание увеличить свои до ходы или еще каким-либо образом воспользоваться близостью к высокопоставленному человеку Однако есть немало уловок, которые люди используют, чтобы их лесть не казалась столь явной.
◊ ГЛАВНОЕ - НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВОВАТЬ. Чтобы мотивы поведения не были столь очевидны, чаете выбирают менее сильнодействующие способы рас положения людей к себе — например, человек может ограничиться комплиментами, а не окружать своего шефа заботами, то есть не ловить каждое его слово, чтобы с готовностью выполнить малейшего его желание. Поскольку в отличие от простою комплимента нарочитая услужливость требует несравненно больших затрат времени и приложения чрезвычайных усилий, то очень вероятно, что подобное поведение привлечет внимание и возбудит подозрения и разнотолки.
◊УМЕНЬШЕНИЕ «ДОЗЫ». Можно прибегнуть к еще одной хитрости или уловке — к использованию скорее «разбавленных», нежели «концентрированных» эликсиров лести. Например, если вы хотите пролить бальзам на душу начальника и восхвалить его достоинства, ограничьтесь несколькими словами или репликами, а не посвящайте этой теме целые монологи.
◊ПРОСТОТА. Если в обычном своем поведении вы будете сочетать различные способы расположения людей к себе, то это будет выглядеть нарочито и претенциозно, а потому будет привлекать несравненно большее внимание, нежели если вы остановитесь на каком-нибудь одном способе заискивания. Вот почему наиболее эффективным средством завоевания расположения является следование какому-нибудь одному принципу и использование некоего одного приема.
◊УМЕНИЕ МАСКИРОВАТЬ НАМЕРЕНИЯ. Чтобы все шло как по маслу, необходимо, чтобы любой поступок, продиктованный желанием снискать расположение, был ситуативно оправдан и казался вполне естественным в данный момент, а также хорошо согласовался с той формой отношений, которая сложилась у искателя милостей с объектом его заискиваний. Например, никаких подозрений не возникнет, если молодой служащий аппарата президента похвалит его речь, обращенную к инвесторам. Однако если тот же человек сделает лестное замечание относительно новой прически президента, то это прозвучит как гром с ясного неба. С другой стороны, личный секретарь, точнее секретарша, президента найдет вполне удобным обратить внимание на его новую прическу, поскольку стремление уверить президента в том, что он сегодня просто неотразим, идеально вписывается в ее социальную роль.
◊ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД. Исследования показали, что те люди, которые держатся с большим достоинством, навлекают на себя поток лестных слов, а те, чья самооценка оставляет желать лучшего, не возбуждают желания льстить. Было также доказано, что люди воспринимают комплименты на основании собственного мнения о себе, и если лесть совпадает с представлениями человека о собственной персоне, то похвала кажется чем-то заслуживающим внимания и уважения, а если похвала противоречит самооценке, то от лестных слов повеет лишь душком лжи. Например, шахматный гроссмейстер, который считает свои способности просто блестящими, а внешность — удручающе непривлекательной, примет похвалу своему интеллекту как нечто вполне искреннее и естественное, а лестный отзыв о своей внешности расценит как лукавство. Чтобы удача сопутствовала искателю человеческого расположения, он должен не только знать, к кому следует подольститься, ни и в чем именно должна заключаться лесть.
◊СКРЫТАЯ ЛЕСТЬ. Мы куда более склонны одобрить отпущенные при нас комплименты, если они адресованы непосредственно нам, а не кому-нибудь еще. Возможно, это связано с тем, что наши критические способности просто слабеют и теряются под натиском лести, а может быть, дело и том, что нам легче объективно оценить другого человека, когда он удостаивается чьей-нибудь лестной похвалы, нежели в такой же ситуации посмотреть со стороны на самих себя. Словом, меньше всего рады лести сторонние наблюдатели всем» происходящего. Именно они постараются разрушить планы усердного льстеца, сделав мотивы его поведения предметом всеобщего обсуждения. Закоренелые льстецы, которые знают о подобном эффекте, стремятся избежать свидетелей, который могли бы разоблачить их намерения и обличить их как льстецов; если же без лишних глаз не обойтись, то льстец стремится добиться от окружающих, чтобы они из некоторого чувства солидарности или даже благодарности поддержали его лестные восхваления и разделили его мнение.
Многие люди придерживаются описанных выше правил в надежде, что их попытки завоевать благосклонность других увенчаются успехом. Шансы же тех, кто хотел бы раскрыть карты льстецом и обнаружить перед всеми их тайные намерения, скорее всего будут сведены к нулю. Однако нет необходимости принимать близко к сердцу все описанные выше меры безопасности, поскольку большинство людей любовь к лести впитали с молоком матери. Как заметил граф Честерфилд и письме к сыну, датированном 1752 г.: «Используя все виды и оттенки комплиментов, можно завоевать любую женщину, а те или иные лестные слова помогут снискать расположение любого мужчины».
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 708;