Краткие сведения из теории 5 страница
где надо быть «на виду», о которых знают все женщины («О,
это так тяжко — стоять в свете жарких софитов!»), — это кари-
катура на реальное соотношение труда женщин и его оплаты.
Высокая заработная плата профессиональных красоток — это
фальшивые блестки, скрывающие действительное экономи-
ческое положение женщин. Благодаря назойливой рекламе
фантазий о том, что можно добиться успеха, став актрисой,
моделью или телеведущей, доминирующая культура помогает
работодателям избежать организованного протеста реальных
женщин против их однообразной и малооплачиваемой реаль-
ной работы. Между работодателями и женщинами всегда стоит
посредник в лице женских журналов — источников воодушев-
ления, подстегивающих женские амбиции, — с помощью кото-
рого женщины учатся чувствовать себя ничего не стоящими.
Таким образом, ощущение своего официального права на про-
фессиональную деятельность, которое проистекает из ожида-
ния работником справедливой награды за хорошо сделанную
работу, остается для работающих женщин далекой несбыточ-
ной мечтой.
Работодатели признают, что «один из способов устранить
женщин-кандидатов на определенную позицию — повторно
дать объявление на эту вакансию с более высокой зарплатой».
«Когда речь заходит об определении нашей финансовой цен-
ности, — говорится в одном исследовании на эту тему, — у нас
появляются сильные сомнения по поводу самих себя».
В опросах, посвященных изучению восприятия своего тела,
женщины регулярно завышают свои размеры, а в других иссле-
дованиях они регулярно занижают размеры своих хозяйствен-
ных расходов. Дело в том, что эти два вида неправильного вос-
приятия тесно взаимосвязаны. Искусственно занижая женские
навыки и умения и связывая физическую ценность женщины
с ее профессиональной деятельностью, рынок защищает себя,
сохраняя фонд дешевой женской рабочей силы.
В результате все женщины чувствуют себя на профессио-
нальном поприще незащищенными: «красивых» женщин ника-
кой профессиональный успех не может убедить в том, что они
достигли его сами по себе, а не благодаря своей «красоте», а «не-
красивые» женщины просто привыкают недооценивать себя.
Постеры с изображениями красоток, которые принято ве-
шать на рабочих местах, — это современная метафора улыба-
ющегося изображения «железной девы», и за этими яркими
картинками скрывается все та же проблема — женщинам
не дают расти и идти вверх по карьерной лестнице. На фирме
Shoemaker Mine в Соединенных Штатах, когда женщины стали
работать шахтерами на угольных шахтах, появились граффити,
высмеивающие женскую грудь и гениталии, например, жен-
щин с маленькой грудью. «Столкнувшись с такого рода при-
стальным вниманием к себе, — пишет юрист Розмари Тонг, —
женщины-шахтеры, по их признанию, почувствовали, что им
становится все труднее сохранять самоуважение, и их личная
и профессиональная жизнь начала рушиться». Тем не менее
постановлением американского суда от 1986 г. в деле «Рабиди
против Osceola Refining Со.» (1986) за работниками мужского
пола было признано право вешать на своих рабочих местах
порнографические изображения, независимо от того, на-
сколько оскорбительны они для работников женского пола,
на том основании, что вокруг все равно и так полно изобра-
жений такого рода.
В Великобритании Национальный совет по борьбе за рав-
ные гражданские права официально признал, что фотогра-
фии звезд представляют собой разновидность половой дис-
криминации, так как они «напрямую подрывают восприятие
женщинами самих себя и их способность выполнять свою ра-
боту». Когда профсоюзы сформировали дискуссионные группы
на тему фотографий звезд, 47 из 54 групп расценили эти изо-
бражения как проявление половой дискриминации, вредящее
женщинам и нарушающее ихдушевное спокойствие. Общество
государственных служащих и работников государственных уч-
реждений расценило взгляды, оценивающие внешность с точки
зрения ее сексуальности, так же как разновидность половой
дискриминации. Интервьюируемые женщины признались,
что, когда на стенах офиса висят фотографии звезд, они чув-
ствуют, что «их напрямую сравнивают с ними». Изображения
звезд используются непосредственно для того, чтобы подорвать
женскую самооценку: в деле «Региональный совет Стратклайда
против Порчелли», миссис Порчелли свидетельствовала, что те,
кто ее домогался, часто «комментировали ее внешность, срав:
нивая ее с внешностью обнаженной женщины, изображенной
на плакате». Но ни американская, ни британская судебные си-
стемы не признают того, что такого рода дискриминация пре-
следует своей целью, чтобы женщины на своих рабочих местах
чувствовали свою ничтожность, особенно по сравнению с муж-
чинами. Она нацелена на то, чтобы восстановить неравенство,
исчезнувшее с выходом женщин на работу. Воспитывая в жен-
щинах ощущение некрасивости — или, если они обязаны быть
«красивыми», ощущение, что тебя выставляют напоказ и ис-
пользуют, — она, по определению закона, не должна наносить
ущерб другого рода, чтобы ее нельзя было официально расце-
нить как дискриминацию, но, по сути дела, она уже наносит
ущерб.
ПКК вынуждает женщин оставаться материально и психо-
логически слабыми. Она опустошает их кошельки: при помощи
ПКК даже богатых женщин не подпускают слишком близко к фи-
нансовому успеху в его мужском «воплощении». Этот двойной
стандарт делает таких женщин беднее, чем их ровесники-муж-
чины, отрезая значительный кусок от их доходов, и это является
одной из целей ПКК. «Женщин наказывают за их внешний вид,
тогда как мужчины могут далеко пойти, даже будучи одетыми
в обычный серый фланелевый костюм», — не без доли иронии
жалуется бывший редактор отдела красоты журнала Vogue, ко-
торая оценивает свои расходы на уход за внешностью примерно
в $8000 в год. Женщины-профессионалы, живущие в больших
городах, тратят до одной трети своих доходов на «поддержание
красоты», считая это необходимой инвестицией. В их трудо-
вых контрактах даже отмечено, какую часть заработной платы
< >ни обязаны тратить на дорогую одежду и процедуры по уходу
на собой. Журнал New York Woman описывает типичную амби-
циозную, делающую карьеру женщину 32 лет, которая тратит
■ почти четверть своего дохода в $60 ООО на поддержание своей
красоты». Другая «охотно тратит более $20000 в год» на заня-
тия с «личным тренером, имеющим громкое имя». То есть те
немногие женщины, которые в конце концов начинают зараба-
тывать так же много, как и мужчины, вынуждены в результате
господства ПКК оставлять себе значительно меньше, чем те. Это
приводит к дискриминации по доходам, на которую женщины
обрекают себя сами.
Будучи направленной против женщин, которые только
недавно стали успешными и богатыми, ПКК помогает прово-
дить в жизнь и совершенствовать дискриминацию на самом
высоком уровне. В 1987 г. отчет Торговой палаты выявил,
что женщины, работающие в корпорациях на должностях вице-
президентов и выше, зарабатывают на 42% меньше, чем их ро-
весники-мужчины. «Мужчины, работающие в 20 наиболее вы-
сокооплачиваемых профессиях, зарабатывают значительно
больше, чем их коллеги-женщины того же возраста», — говорит
Рут Сидел. Это несоответствие поддерживается ПКК, которая
высасывает деньги, удовольствие и уверенность в себе из расту-
щего класса женщин и в то же время позволяет корпорациям
пользоваться профессионализмом женщин на самом высоком
уровне, одновременно защищая структуры организаций, где
доминируют мужчины, от женщин, которые перестали мыс-
лить в категориях бедности.
Все это изматывает женщин. Они чувствуют себя измучен-
ными, уставшими до такой степени, какой их коллеги мужского
пола даже не могут себе представить. Серия недавних исследо-
ваний, проведенных женской прессой, показала, что «все ука-
зывает на то, что современные женщины измучены». В США
75% женщин, занимающих руководящие должности, называют
усталость своей основной проблемой. При этом почти поло-
вина американок в возрасте от 18 до 35 лет чувствуют себя
«усталыми почти все время». В Дании 41% из 1000 опрошенных
женщин ответили, что «чувствуют себя уставшими в данный
момент». В Великобритании 95% работающих женщин поста-
вили «ощущение непривычной усталости» номером один в спи-
ске своих проблем. Именно это чувство полного изнеможения
может затормозить в будущем продвижение женщин. Постоян-
ная усталость, необходимость отвечать суровым требованиям,
предъявляемым ПКК, сидение на диетах и бесконечная однооб-
разная работа за компьютером могут в конечном счете сделать
то, что не по силам прямой дискриминации. В результате всего
этого у профессиональных, многого достигших женщин хва-
тает сил и энергии только на то, чтобы прекрасно выполнять
свою работу, но их слишком мало для социальной активности
и для свободного, ничем не ограниченного мышления, кото-
рое помогло бы им поставить под сомнение справедливость
существующей системы и изменить ее изнутри. Если давление
на женщин еще усилится и они будут доведены до предела своих
возможностей, им может захотеться просто снова вернуться до-
мой к своим домашним обязанностям. В Соединенных Штатах
уже слышен шепот уставших женщин-карьеристок, носталь-
гирующих по той жизни, которая была прежде, до появления
лестницы, ведущей в никуда.
Все системы организации труда, основанные на том, чтобы
принуждать рабочую силу мириться с плохими условиями и не-
справедливой оплатой, признают эффективность поддержания
работников в измученном состоянии так, чтобы у них не оста-
валось сил бунтовать.
С точки зрения продолжительности карьеры у женщин все
происходит тоже не так, каку мужчин, а с точностью до наобо-
рот. ПКК наглядно учит женщин тому, что они должны уступать
власть так же быстро, как мужчины привыкли обретать ее. Среди
женщин старше 65 лет, которые являются наиболее быстро ра-
стущим сегментом населения США, каждая пятая живет в бед-
ности. Треть одиноких людей в Соединенных Штатах состав-
ляют пожилые женщины, и половина из них имеет менее $1000
накоплений. «Если вы женщина, — пишет один экономист, —
то с 60%-ной вероятностью в старости вы будете бедствовать».
В среднем доход пожилой американки составляет 58% от дохода
пожилого американца. В Великобритании одиноких женщин по-
жилого возраста в четыре раза больше, чем одиноких пожилых
мужчин, и они в два раза чаще нуждаются в материальной под-
держке. В Германии среднестатистическая женщина, уходящая
на заслуженный отдых, получает только половину от «мужской»
пенсии. А среди уходящих на пенсию американок только 20%
имеют частное пенсионное обеспечение. И если в нашей куль-
туре старость и пугает, то вовсе не только из-за потери здорового
цвета лица. Женщины держатся за ПКК, потому что то, что она
проповедует, чистая правда: молодая женщина действительно
поступит более выгодно с экономической точки зрения, если
будет инвестировать в свою сексуальность, пока ее «стоимость»
высока, вместо того чтобы просто упорно работать всю жизнь.
Красотки достигают пика своих возможностей в юном воз-
расте, и то же самое происходит с женщинами в сфере труда.
Под воздействием ПКК, несмотря на 20 лет второй волны
женского движения, пик карьеры женщин, в отличие от муж-
чин, по-прежнему не приходится на средний и старший воз-
раст. Компании начали нанимать женщин в начале 1970-х гг.,
то есть достаточно давно, чтобы дать им время на достижение
карьерных высот, но они составляют всего от 1 до 2% руко-
водителей высшего звена. Среди выпускников юридических
факультетов половина — представительницы женского пола,
и 30% женщин являются компаньонами в частных юридиче-
ских фирмах, но только 5% из них становятся партнерами.
В лучших университетах США и Канады количество жен-
щин-профессоров также составляет около 5%. Система «сте-
клянного потолка», согласно которой женщины не должны
допускаться к высшим должностям, работает в интересах
традиционной элиты, и ее слаженное функционирование под-
держивается мифом о красоте.
Как следствие этого американские женщины, достигшие
успеха в какой бы то ни было профессии, вынуждены воспри-
нимать признаки возрастных изменений, которые для мужчин
становятся лишь дополнительным преимуществом, как сигнал
того, что «необходимо» прибегнуть к услугам пластических хи-
рургов. Они воспринимают эту «необходимость» как обязан-
ность скорее профессионального, нежели личного характера,
как своего рода профессиональный долг. В то время как среди
мужчин есть множество примеров успешных немолодых пред-
ставителей их пола, выглядящих на свой возраст, у современ-
ных женщин таких ролевых моделей крайне мало.
Это профессиональное требование прибегать к пластиче-
ской хирургии переносит женщин в альтернативную рабочую
реальность, основанную на идеях, которые не применялись
по отношению к мужчинам с момента отмены рабства. Только
рабовладелец имел право наносить физические увечья своей
рабочей силе. Нынешняя экономика с ее востребованностью
пластической хирургии, конечно, не является рабовладель-
ческой, но растущий спрос на последнюю ради постоянного
болезненного и рискованного изменения своего тела—подоб-
ного клеймению и шрамированию в другие времена и в других
географических регионах — говорит о том, что эта экономика
находится где-то между рабовладением и свободным рынком.
Рабовладелец мог отрезать своему непокорному рабу ногу, а со-
временный работодатель может, в сущности, отрезать части
женского лица. Между тем в экономике настоящего свободного
рынка работник продает нанимателю свой труд, но его тело
продолжает оставаться его собственностью.
Эстетическая пластическая хирургия и идеология само-
совершенствования превратили женскую мечту о законной
справедливости в нечто старомодное. Но мы можем лучше
понять, насколько коварным является такое усовершенство-
вание, если попробуем представить себе расовую дискримина-
цию как мощную технологию, которая подвергает чернокожих
людей очень болезненной обработке, чтобы сделать их бе-
лыми. Сегодня чернокожий работник может спокойно заявить,
что не хочет выглядеть белым, и он и не должен выглядеть
белым, чтобы сохранить работу. Но мы пока еще не начали
требовать для женщины гражданских прав, которые позво-
лили бы ей на законном основании сказать, что она предпо-
читает быть самой собой, а не выглядеть как какая-то «краси-
вая» молодая незнакомка. Хотя ПКК классифицирует женщин,
женская индивидуальность пока еще даже отдаленно не при-
знается такой же законной, как расовая индивидуальность
(которая слабо, но все же учитывается). Доминирующая куль-
тура не желает признавать, что она должна уважать женскую
решимость проявлять приверженность — даже перед лицом
мифа о красоте, который не менее могущественен, чем мифы
о превосходстве белой расы, — своему возрасту, своей фигуре,
самой себе, наконец.
ПКК разобщает женщин. Если бы они были солидарны,
то смогли бы заставить структуры власти пойти на дорогосто-
ящие уступки, которые многие экономисты сегодня считают
необходимыми, если женщины действительно хотят получить
равные с мужчинами возможности. Это и присмотр за детьми
в дневное время, и гибкий график, и сохранение работы после
рождения ребенка, и отпуска по уходу за детьми. Это могло бы
также изменить основное направление работы и саму структуру
организаций. Вступление в профсоюзы женщин-служащих и ра-
ботниц розничной торговли вынудило бы западные экономики
признать значимость женской рабочей силы. Но пока что в Ве-
ликобритании 50% работающих женщин не состоят в профсо-
юзах, а в США — 86%. Многие экономисты верят в то, что бу-
дущее профсоюзов за женщинами — и что они найдут решение
проблемы «феминизации бедности», возникшей в последние
20 лет. «Тот факт, что женщины, состоящие в профсоюзе, полу-
чают в среднем на 30% больше женщин, не являющихся чле-
нами профсоюза, говорит сам за себя, — пишет один из них. —
Действуя коллективно, женщины достигают большего». Мелкие
служащие, составляющие треть женской рабочей силы, а также
женщины, работающие в торговле и в сфере обслуживания, ко-
торые составляют более четверти всех наемных работников,
всегда были группой, которую труднее всего уговорить вступить
в профсоюз. И это неудивительно, ведь нелегко добиться соли-
дарности, если каждую женщину учат видеть в другой прежде
всего красотку-соперницу. Миф стремится заставить женщин
поверить в то, что каждая из них — сама за себя.
ПКК использует женское тело, чтобы принизить эконо-
мическую роль женщин. Когда женщина говорит «Даже если
я буду играть по их правилам, справедливости не добиться»,
это значит, что она понимает, как на самом деле работает миф
о красоте. Никакой объем труда никогда не будет адекватно
оплачен, и она никогда, как бы ни старалась, не сможет этого
добиться. Все, что с ней происходит, несправедливо. И именно
поэтому это существует.
Женский труд ради красоты и оценка женщин скорее
как красавиц, чем как работников, приводят к тому, что каж-
дый день они сталкиваются на работе с несправедливостью:
с премиями, раздаваемыми выборочно, с фаворитизмом,
с опасностью увольнения; с пенсионными программами,
по которым выплачивается лишь малая часть сделанных ра-
ботником пенсионных отчислений; с ненадежными ценными
бумагами, которыми управляют недобросовестные финансо-
вые консультанты, получающие прибыль от убытков инвесто-
ров; с лживыми обещаниями и несправедливыми контрактами;
с отсутствием профсоюзов и с тем, что за дверью стоят сотни
тех, кто готов занять твое место.
В поведенческом эксперименте, который упоминает Кэтрин
Маккиннон, одну группу цыплят кормили каждый раз, когда те
начинали клевать, другую—через раз, а третью—в случайном
порядке. Когда их перестали кормить, первая группа перестала
пытаться клевать сразу же, вторая группа тоже вскоре оставила
свои попытки. И только третья группа, как она пишет, «никогда
не бросала своих попыток и не сдавалась».
Женщины, которых красота и работа как награждают,
так и наказывают, никогда не ожидают последовательных
действий по отношению к себе, но можно быть уверенными
в том, что они никогда не оставят своих попыток. «Красота»
и ПКК на работе становятся союзниками и учат женщин тому,
что применительно к ним справедливость никогда не востор-
жествует. А царящая несправедливость преподносится жен-
щине как нечто неизменное, вечное, логичное, заслуженное
ею и внутренне ей присущее, то есть являющееся такой же
частью ее, как ее рост, цвет волос, половая принадлежность
и овал лица.
Культура
Женщины — представительницы среднего класса всегда
были изолированы как от внешнего мира, так и друг от друга,
а их культурное наследие таяло с каждым последующим поко-
лением, поэтому они в большей степени, чем мужчины, под-
вержены влиянию и зависимости от предлагаемых обществом
моделей поведения. В своей книге «Памятники и женщины»
(Monuments and Maidens) Марина Уорнер объясняет, как случи-
лось так, что имена и лица мужчин увековечены в памятниках
рядом с анонимными безликими каменными женщинами-изва-
яниями. Эта ситуация характеризует нашу культуру в целом.
Имея в распоряжении весьма ограниченный набор ролевых
моделей в реальной жизни, женщины ищут их на теле- и кино-
экранах и на страницах глянцевых журналов.
Невосприятие женщины как отдельной личности свой-
ственно как высокому искусству, так и народному творчеству.
«Мужчины смотрят на женщин, женщины наблюдают за тем,
как на них смотрят мужчины. Это определяет характер взаимо-
отношений женщин не только с мужчинами, но и друг с дру-
гом». Это известное высказывание критика Джона Бергера
всегда было актуальным, но сейчас справедливо особенно.
Мужчины тоже подвергаются воздействию мужской моды,
но не воспринимают то, что она предлагает, как ролевые мо-
дели. Почему же женщины столь остро реагируют на образы,
Миф о красоте
сошедшие с экрана и журнальных страниц? Неужели у них
настолько низкая личностная самооценка? Почему они отно-
сятся к моделям, которые являются всего лишь манекенами,
так, будто это обязательные для подражания образцы? Почему
женщины реагируют на «идеал», какую бы форму он ни прини-
мал, так, словно он представляет собой непреложную заповедь?
Героини
Дело не в том, что личность женщины слаба по своей природе.
Образы «идеала» стали для женщин столь всепоглощающе важ-
ны, потому что они и были так задуманы. В мужской культуре
женщины намеренно позиционируются как просто красавицы
и ничего больше, чтобы сохранять мужское господство. Про-
явление характера делает женщину нежелательным членом
общества, а роль простодушной инженю, наоборот, всячески
приветствуется. Красивая героиня является противоречивым
понятием, поскольку героизм предполагает индивидуальность,
интересную и постоянно меняющуюся, в то время как красо-
та — понятие абстрактное, скучное и инертное. В то время
как культура разрешает нравственные проблемы, красота сто-
ит вне этого. Если женщина рождается красивой и напоминает
произведение искусства, это всего лишь случайность приро-
ды, каприз переменчивого массового восприятия, совпадение,
но никак не нравственный акт. На примере красавиц в муж-
ском обществе женщины извлекают горький урок — они на-
ходятся вне нравственных законов этого общества.
Начиная с XIV в. мужская культура заставляла женщин хра-
нить молчание, разбирая их красотупо частям. Набор черт, ко-
торые воспевали трубадуры, превращал возлюбленную в спя-
щую красавицу. Поэт Эдмунд Спенсер усовершенствовал этот
набор женских качеств в своей поэме «Эпиталамион». А мы
унаследовали его в виде статей в женских журналах, где пред-
лагается заполнить анкету «Отметьте свои сильные стороны»,
и «фантазий» массовой культуры, которые собирают образ иде-
альной женщины по кусочкам, как пазл.
Культура превращает женщин в стереотипы, которые удов-
летворяли бы требованиям мифа о красоте, сводя их к двум
типажам — красивые и глупые или умные и некрасивые. Жен-
щинам позволительно иметь либо физическую красоту, либо
ум, но никак и то и другое одновременно. Этот урок женщины
извлекают и из распространенной в литературе сюжетной ли-
нии, где постоянно противопоставляются два женских пер-
сонажа, две женщины — красивая и неприметная. Это Лия
и Рахиль в Ветхом Завете, Мария и Марфа в Новом Завете,
Елена и Гермия в шекспировском «Сне в летнюю ночь», Аня
и Дуняша в чеховском «Вишневом саде», Дэйзи Мэй и Сэйди Хо-
кинс из Догпэтча*, Глинда и Злая ведьма в «Волшебнике страны
Оз», Вероника и Этель из Ривердейла**, Джинджер и Мэри Энн
в сериале «Остров Гиллигана», Джанет и Крисси в «Третий —
не лишний», Мэри и Рода в «Шоу Мэри Тайлер Мур» и т.д.
Мужскую культуру больше всего устраивает ситуация, когда,
демонстрируя двух женщин вместе, она может представить
одну как победительницу, а другую как проигравшую в рамках
мифа о красоте.
Литературные произведения, написанные женщинами,
напротив, переворачивают это миф с ног на голову. Величай-
ших писательниц объединяет поиск света и красоты, имеющей
смысл. Основу женского романа составляет борьба между вы-
зывающей всеобщее восхищение и восхваляемой красавицей
и недооцененной, негламурной, но живой героиней. Эту тен-
денцию можно проследить от «Джейн Эйр» до современных
женских романов, в которых всегда присутствует шикарная,
но злая соперница с роскошными локонами и выразительной
ложбинкой между грудей в глубоком декольте и героиня, кото-
* Героини комиксов американского художника Элла Кэппа. — Прим. ред.
** Героини комиксов американского издательства «Арчи комикс». —Прим. ред.
рая может похвастаться только одухотворенным взглядом вы-
разительных глаз. Основное испытание для героя заключается
в том, сумеет ли он разглядеть настоящую, подлинную красоту
главной героини.
Эта литературная традиция противопоставляет красавицу
Джейн Фэйрфакс и более утонченную Эмму Вудхаус в «Эмме»
Джейн Остин; легкомысленную фривольную блондинку Роза-
монду Винси («Какой смысл быть изысканной, если тебя не мо-
гут увидеть настоящие ценители женской красоты») и «похожую
на монашку» Доротею Кейсобон в «Миддлмарч» Джордж Элиот;
«удивительно красивую» манипуляторшу Изабеллу Кроуфорд
и скромную Фанни Прайс в «Мэнсфилд-парке», а также без-
душную модницу Изабеллу Торп и неуверенную в себе «в во-
просах женской красоты» Кэтрин Морленд в «Нортенгерском
аббатстве» Джейн Остин; самовлюбленную Джинерву Фэншо
(«Как я выгляжу сегодня... Я знаю, что я красива») и непримет-
ную Люси Сноу («Я видела себя в зеркале... и бледный образ
меня нисколько не впечатлил») в «Городке» Шарлотты Бронте;
тщеславную «грациозную статуэтку» Эми Марч и похожую
на девочку-сорванца Джо, которая продает свое единственное
сокровище, свою единственную «красоту»—волосы, чтобы по-
мочь своей семье, в «Маленьких женщинах» Луизы Мэй Олкотт.
Эта тенденция прослеживается и сегодня в романах Элисон
Лури, Фэй Уэлдон, Аниты Брукнер. Женская литература про-
низана несправедливостью, причина которой — красота, ее
наличие или отсутствие.
Но когда девочки читают книги, написанные мужчинами,
миф о красоте выворачивает наизнанку то, о чем, как кажется
на первый взгляд, там написано. Сказки, которые читают детям
как поучительные притчи и которые учат их жизненным цен-
ностям, утрачивают свой смысл, когда начинает работать миф
о красоте. Возьмем, к примеру, историю о Прометее, которая
появляется в книжке комиксов Sullivan Reader для американ-
ских третьеклассников. Ребенка, который готовится к жизни
в рамках западной системы ценностей, эта история учит тому,
что великий человек и сильный мужчина рискует всем, даже
собственной жизнью, во имя прогресса и общественного блага.
Но маленькая девочка и будущая женщина узнает также, что са-
мая красивая женщина на свете была сотворена мужчиной
и что ее смелый поступок навлек на мужчин первые болезни
и даже смерть. Этот миф заставляет девочку скептически от-
носиться к достоверности историй, слышанных ею ранее.
По мере ее взросления это противоречие только усилива-
ется. Когда она читает «Портрет художника в юности» Джеймса
Джойса, у нее не возникает сомнений, почему главным героем
этого произведения является Стивен Дедал. Но ей непонятно,
почему в романе Томаса Харди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»
в центре внимания автора оказывается именно Тэсс, а не лю-
бая другая из здоровых необразованных сельских девушек
с фермы в Уэссексе, которые в то майское утро водят вместе
с ней хоровод. Автор описывает ее как красивую, и именно
поэтому в ее жизни случается столь многое — богатство, бед-
ность, проституция, настоящая любовь и, наконец, смерть
через повешение. Но по крайней мере ее жизнь становится
интересной, в то время как ее подруги — работящие девушки
с натруженными руками, которых Бог не наградил такой кра-
Дата добавления: 2014-12-27; просмотров: 947;