Меланжевые ткани. Использование меланжевой пряжи. Сырье для меланжевого производства.
План лекций:
1.Меланжевое производство.
2.Меланжироваиие.
3.Ровнота цвета и оттенков пряжи.
4.Цветоведение.
Меланжевое производство — процесс изготовления ткани из пряжи, вырабатываемой из смеси разнородных и разноцветных волокон/Меланж — смесь, меланжироваиие - смешивание сурового хлопкового волокна с окрашенным в различные цвета, сурового или окрашенного химического волокна с хлопковым./ Различное процентное содержание сурового и окрашенного волокна в смеси дает широкую гамму цвета, которую нельзя получить при крашении. При смешивании двух и более компонентов различных цветов можно получить пряжу новых цветов, интересных и оригинальных.
Меланжевое производство представляет собой производство с законченным технологическим циклом, т.е. комбинат, включающий красильный отдел, прядильную, ткацкую и отделочную фабрики.
Чистота пряжи достигается правильным выбором хлопкового волокна повышенной чистоты, усилением чесания за счет полуторного и двойного прочеса. В меланжевом производстве необходимо использовать хлопковое волокно высокой сортности, равномерное по зрелости, так как неравномерность по зрелости является основной причиной неравномерного прокраса волокна или пряжи.
Для получения хорошего колористического оформления ткани важно выбрать цвета пряжи, пользуясь смешиванием волокон в процессе прядения или скручиванием нитей.
Ровнота цвета и оттенков пряжи важна для получения ровной окраски ткани без полос по основе и утку,
Прочность окраски пряжи обеспечивается выбором красителей. Для меланжевого производства целесообразно использовать красители прочного крашения хлопкового волокна (сернистые) или особо прочного крашения (кубовые), окраски которыми мало изменяются на волокне под действием внешней среды.
На меланжевом комбинате вырабатывают меланжевые ткани гражданского ассортимента (трико, костюмные, сукно) и целевого назначения (для военных).
Ткани, вырабатываемые из меланжевой пряжи различной плотности, по назначению разделяют на костюмно-платьевые и технические. Из пряжи большой линейной плотности вырабатывают одеяла.
По виду применяемого сырья меланжевые ткани делят:
на хлопчатобумажные, вырабатываемые из меланжевой хлопчатобумажной пряжи;
хлопчатобумажные, вырабатываемые из меланжевой хлопчатобумажной пряжи в основе и из пряжи, полученной способом прядения из смеси окрашенного хлопкового волокна с другими волокнами, в утке вискозные штапельные, вырабатываемые из пряжи, полученной хлопчатобумажным способом прядения из смеси окрашенного вискозного волокна с другими химическими волокнами.1
Добавление лавсанового или нитронового штапельного волокна к хлопковому делает/меланжевые ткани более устойчивыми к истиранию, светопогодным воздействиям, действию кислот, масел, жиров, менее теплопроводными, придает им несминаемость.
Многие меланжевые ткани используются для изготовления спецодежды, а также в промышленности и поэтому выпускаются с водоупорной, кислозащитной и противогнилостной пропитками.
Цветоведение - систематизированная совокупность данных физики, физиологии и психологии, относящихся к процессам восприятия и различения цвета. Цветоведение включает физическую теорию цвета, теорию цветового зрения и вопросы измерения и количественного выражения цвета.
Принято считать (по Ньютону), что спектр дневного света состоит из семи цветов с соответствующей цвету длиной волны светового потока, мкм:
Красный 0,759-0,620
Оранжевый 0,620-0,585
Желтый 0,585-0,575
Зеленый 0,575-0,510
Голубой 0,510-0,480
Синий 0,480-0,450
Фиолетовый 0,450-0,393
Исследования показали, что видимыми для человеческого глаза являются световые потоки с длиной волны только от 0,393 (фиолетовый) до 0,759 мкм (буро-красный).
Знание основных законов цветоведения помогает в составлении цветовых смесей и в изучении цветового строения меланжевой пряжи [l ].
При освещении искусственным электрическим светом некоторые цвета изменяют свой тон, так как спектр электрического освещения, хотя в него входят все спектральные цвета, отличается количественным соотношением основных лучей. В электрическом свете преобладают лучи с наибольшей длиной волн - красного и оранжевого цвета. Поэтому при электрическом освещении красные цвета приобретают насыщенность тона, а синие его теряют, оранжевые цвета краснеют, светло-желтые слабо отличаются от белых, голубые зеленеют, темно-синие приближаются к черным, фиолетовые краснеют.
Изменение цвета в различное время дня и при электрическом освещении необходимо учитывать при составлении меланжевых смесей, окраске хлопкового волокна и пряжи. Для точного определения цвета в производстве необходимо ориентироваться только на дневное освещение. Это особенно важно при подгонке цвета к эталону, так как отдельные красители могут по-разному реагировать на лучи дневного и электрического спектра.
В цветоведении цвета тел разделяются на хроматические и ахроматические. К ахроматическим относятся чисто-белый, серый и черный цвета, к хроматическим - все остальные.(Хроматические цвета различаются между собой не только по цветовому тону,но и по относительной яркости - светлоте. Тело кажется светлее или темнее в зависимости от интенсивности отражаемых лучей, хотя спектральный состав его цвета может оставаться неизменным.
Следующим показателем хроматических цветов является чистота, или колориметрическая насыщенность, тона. Она характеризуется величиной разбавления чистого спектрального цвета белым цветом и выражается в процентах.
Таким образом, у ахроматических цветов может изменяться только светлота (яркость), у хроматических - одновременно цветовой тон, светлота и чистота. Установлено, что человеческий глаз может воспринимать весьма большое различие в цвете.
Для ориентации в цветах и соблюдения их идентичности пользуются специальными атласами, в которых каждый цвет охарактеризован цветовым тоном, чистотой и светлотой.
Контрольные вопросы и задания:
1. При смешивании двух и более компонентов различных цветов как? и что? можно получить?
2. Меланжевые ткани используются для изготовления?
3. В меланжевом производстве необходимо использовать?
4. Сырье для меланжевого производства?
Список рекомендуемой литературы:
Труевцев А.В., Агапов В.А. Краткий курс истории текстильной техники: Учебное пособие.-СПб.: СПГУТД, 2005.-127 с.
Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 2788;