ФИЛОСОФСКИЙ ПРАКТИКУМ
I. Вопросы для самопроверки знаний
1. В чем отличие предмета познания от объекта познания?
2. Какие концепции критерия истинности существуют, в чем их суть?
3. Перечислите проблемы, изучаемые гносеологией.
4. Назовите в порядке последовательности формы чувственного и абстрактно-мысленного отражения действительности.
5. Объясните суть основных характеристик истины: объективность и субъективность; абсолютность и относительность; конкретность и всеобщность; проблемность или парадоксальность.
6. Выделите характерные особенности научного познания.
7. Что собой представляют структура и уровни научного познания?
8. Какие существуют варианты классификации методов научного познания?
Тесты
1) Философская дисциплина, предметом которой является научное познание в его специфических характеристиках, есть:
а) аксиология;
б) эпистемология;
в) праксиология;
г) онтология.
2) Направление в теории познания, которое основным источником знания считает данные органов чувств (чувственный опыт).
а) рационализм;
б) мистицизм;
в) сенсуализм;
г) эмпиризм.
3) Для какой эпохи характерен гносеологический «поворот» в философии?
а) современная эпоха (XX-XXI вв.);
б) эпоха Возрождения;
в) средневековье;
г) Новое время.
4) Какие из указанных методов научного познания используются сугубо на теоретическом уровне исследования.
а) формализация;
б) сравнение;
в) идеализация;
г) эксперимент.
5) Какой из перечисленных критериев истинности положен в основу данного определения: «Истина – это соглашение».
а) герменевтический критерий;
б) прагматический критерий;
в) критерий практики;
г) критерий логической полноты и непротиворечивости.
6) К формам чувственного отражения действительности относятся:
а) понятия;
б) представления;
в) восприятия;
г)суждения.
7) Философская концепция, выдвигающая сомнение в качестве главного принципа познания, есть:
а) агностицизм;
б) релятивизм;
в) скептицизм.
8) В качестве основных познавательных способностей человека в иррационализме выдвигаются:
а) вера;
б) разум;
в) мистическая интуиция;
г) рассудок.
9) Среди предложенных суждений выберите верное:
а) практика – чувственное восприятие мира;
б) практика – только материально-производственная деятельность людей;
в) практика – логическое обоснование действительности;
г) практика – многообразная и разносторонняя, целеполагающая и целесообразная, чувственно-предметная деятельность людей, направленная на освоение и преобразование мира.
10) Какое из перечисленных пониманий истины является классическим в истории философии?
а) Истина – это полезность знания, его эффективность.
б) Истина – это соответствие знаний действительности.
в) Истина – это свойство самосогласованности знаний.
г) Истина – это соглашение.
Литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М., 1998.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.
3. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994.
4. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. М., 1994.
5. Философия. / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону. 1995.
§ 4. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Определение и основные проблемы философской антропологии. Обычно философской антропологией называют раздел философии, изучающий сущность и природу человека. В специальном контексте этот термин принят для наименования отдельного направления философии XX века, основатель которого немецкий философ Макс Шелер (1874-1928) считал необходимым объединить всё знание о человеке в рамках отдельной науки, названной им философской антропологией. Представители этого направления, среди которых наиболее известны, кроме М. Шелера, Г. Плеснер (1892-1985), А. Гелен (1904-1976), Э. Ротхакер (1888-1965), считали, что, в конечном счете, все философские проблемы можно свести к одному центральному вопросу – что такое человек. Согласно программе М. Шелера, философская антропология должна объединить конкретно-научное, предметное изучение различных сторон и сфер человеческой природы с целостным философским его постижением. Большинство из проблем, изучаемых этими философами, являются основными для антропологии как раздела философии. Это, прежде всего: · проблема специфики человеческой природы: какие признаки являются действительно важными для определения сущности человека? · проблема соотношения индивидуальных и социальных характеристик в структуре личности: насколько человек детерминирован социальными факторами? · проблема определения и описания духовной природы человека: что такое духовность и в каких контекстах жизнедеятельности она проявляется? | Основные понятия: антропология, индивид, индивидуальность, личность, социализация |
· проблема смысла жизни
Очевидно, что многие проблемы философской антропологии находят свое выражение и в других разделах философии (онтологии, гносеологии и т.д.), поэтому выделение антропологической проблематики в отдельный исследовательский контекст является достаточно условным. Иначе говоря, в любой из философских проблем взаимоувязаны онтологический, гносеологический, антропологический и т.д. аспекты.
Основные этапы развития антропологической проблематики в философии. Тема человека, начиная с эпохи античности, является ключевой для всей философской проблематики. Античные философы рассматривали человека как прообраз Космоса, микрокосм, мельчайшую, но необходимую частицу мирового целого, без которой невозможны гармония и порядок. В философии Платона впервые появляется представление о человеке как о единстве духовного (души, относящейся к миру идей) и телесного (тела, воплощающего материальное начало). Так, в истории философии появляется концепция человека, в основе которой лежит представление о том, что его истинная сущность имеет духовно-надличностную природу.
Для средневековой философии характерно понимание человека как творения, созданного Богом по своему образу и подобию, которое заключается прежде всего в даре свободы и творчества и, как следствие, ответственности за своё собственное бытие. С точки зрения христианской антропологии человек не продвинутая обезьяна, а падший Бог, существо с поврежденной первородным грехом природой. Наличный человек – величина отрицательная на нравственной шкале. И подняться вверх, актуализировать своё потенциальное богоподобие, человек не может сам по себе, без помощи Бога. Но Бог не может поднимать человека без его согласия и деятельного участия. Отсюда абсолютный запрет на идеологическое насилие и принуждение, требование безусловного уважения свободы и духовной автономии личности, которые исповедует христианская религия.
В Эпоху Возрождения и Нового времени формулируется идея самодостаточности и автономности человеческого бытия. Для этого периода характерно особенное внимание к изучению мышления человека и его познавательных способностей, т.к. считается, что познавательная деятельность – наиболее важный и смыслообразующий аспект человеческой природы.
В философии ХIХ-ХХ веков антропологическая тематика расширяется и становится настолько разнообразной, что представляется невозможным говорить о каком-либо мировоззренческом единстве в трактовке проблемы человека. Появляются иррационалистические концепции (волюнтаризм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, интуитивизм А. Бергсона, психоанализ 3. Фрейда и т.д.), представители которых считают, что природа человека необъяснима, стихийна, неуправляема и никогда не может быть объяснена научным методом. Создаются теории историчности ( Гегель, Маркс, Конт), настаивающие на социальной обусловленности всех индивидуально-личностных характеристик, формируются такие философские направления, как экзистенциализм и философская антропология, в рамках которых тема человека определяет всё содержание исследований,
Основные подходы к трактовке сущности и природы человека. Все разнообразные варианты решения проблемы человека, существующие в истории философии, в обобщённом виде можно свести к таким подходам, как объективизм и субъективизм.
Объективисты склонны рассматривать человека как часть, фрагмент объективной реальности, существующей автономно и независимо от исследователя. Для объективистского подхода характерно представление о человеке как о структурном компоненте мирового целого. Существуя в составе этого целого, человек подчиняется закономерностям миропорядка, исходя из которых, мы в состоянии более-менее точно понять, объяснить и предсказать его поведение и деятельность. Главной отличительной чертой объективистских трактовок можно считать объяснительный принцип "от мира – к человеку". Большинство объективистских теорий также придерживаются принципа социального детерминизма – т.е. считают, что индивидуально-личностные характеристики человека строго обусловлены социально-историческим опытом, воспитанием, средой и другими обстоятельствами внешнего порядка. Так или иначе, сущность человека в объективистских теориях определяется через её соотнесение с некоторой абсолютной субстанцией. К представителям объективистских направлений можно отнести такие концепции как гегельянство, марксизм, позитивизм и др.
Субъективистские концепции недостаточность такого подхода связывают с тем, что, рассматривая человека как объект, мы намеренно упрощаем проблему, отвлекаясь от того очевидного факта, что чистая объективность невозможна. В любом исследовании человек является не только объектом, но одновременно и субъектом познания, следовательно, понять его сущность и природу объективно ("извне"), руководствуясь принципами строгой классической научности, невозможно, и построенное на таких основаниях знание всегда будет односторонним. Кроме того, объективистская установка обедняет знание о человеке ещё и потому, что исключает возможность его получения внерациональными средствами. Представители субъективизма полагают, что сущность человека автономна, самодостаточна и не нуждается в определении через соотношение с чем-то внешним. При этом основным аргументом в пользу субъективистских концепций является тот тезис, что абсолютно достоверной и несомненно существующей может считаться только реальность человеческого сознания, весь мир, называемый объективным в данном случае выводим из сознания как его феномен. Для познания человеческой реальности, с точки зрения субъективистского подхода, большее значение имеют иррациональные методы: переживание, вчувствование, восприятие, интуиция и т.д. Объяснительный принцип "от человека – к миру" представляет особую ценность, так как позволяет сосредоточить внимание исследователя не на всеобщих, а на уникальных и неповторимых характеристиках личности. Представителями субъективизма можно считать философов феноменологического направления, экзистенциалистов, постструктуралистов и др.
Основные категории философской антропологии. Проблема человека в философии формулируется и решается посредством обращения к предельным понятиям, составляющим основания нашего мышления и называющихся философскими категориями. Кроме общефилософских терминов, таких как бытие, сознание, общее, особенное, сущность, явление и т.д., для антропологической проблематики ключевыми являются понятия "личность", "индивид", "индивидуальность", в которых находит своё выражение одна из центральных проблем философской антропологии – проблема соотношения единичного, общего и особенного в человеке. Многообразие подходов к решению этой проблемы обусловлено разницей в концептуальных и методологических основаниях философских школ и направлений. Приведённые далее смыслы фиксируют наиболее общезначимый контекст трактовки понятий.
Понятие "индивид" в строгом смысле не является философским, а заимствуется из биологии. Посредством этого термина обозначается единичность человека как отдельного живого существа, в отличие от коллектива, общества, группы. Иногда это понятие употребляется как синоним "индивидуальности", что представляется не совсем корректным, т.к. слово "индивид" фиксирует единичность человека как особи в биологическом смысле, никак не подчёркивая его специфических и уникальных характеристик, в то время, как под "индивидуальностью" понимается именно неповторимость и своеобразие человека. Особенно много дискуссий в современной литературе посвящено понятию "личность". В конечном счёте, представления о том, что понимать под "личностью" значительно отличаются у представителей различных философских школ и направлений. Большинство из них считает, что характерной чертой личности является мировоззренческая зрелость, проявляющаяся в ситуации ответственности за свой жизненный выбор и принятое решение, а также этическая ориентация на ценности гуманизма и добра. Если понятие индивидуальности фиксирует неповторимость и своеобразие внешних характеристик человека, то для определения личности главную роль играют характеристики внутреннего мира человека, т.е. его духовная сущность. По мнению большинства философов, именно духовно-личностная сфера выражает специфику человека и задаёт смысл его бытию. Личностные характеристики, в отличие от индивидуальных, не являются врождёнными, а возникают в процессе социализации. На формирование личности влияют различные социальные институты – семья, государство, образование, армия и т.д. В результате социализации осуществляется трансляция опыта предшествующих поколений и обеспечивается преемственность в его развитии.
Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 1619;