Основные проблемы философии
Обратимся теперь непосредственно к вопросу о философской проблематике. Несмотря на то, что состав проблем и их выражение у философов разных эпох и народов имеют свои отличительные особенности, в них в той или иной мере есть и общее – предельность, всеобщность и «вечность» вопросов в системе «мир – человек». И. Кант называл философию накой «о последних целях человеческого разума». В этом он видел ее достоинство и ценность. Сферу философии он подводил под следующие вопросы: «1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться? 4. Что такое человек?».
Все множество философских проблем можно свести к пяти большим группам – разделам философии:
1) Онтология (греч. ontos – сущее и logos – учение, слово) – учение о бытии.
2) Гносеология (греч. gnosis – знание) – теория познания, раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности знания и пути достижения истины.
3) Антропология философская (греч. anthropos – человек) – философское учение о человеке.
4) Аксиология (греч. axia – ценность) – философское учение о природе ценностей.
5) Праксиология (греч. praktikos – деятельный) – раздел философии, изучающий специфически человеческий способ отношения к миру, заключающийся в практической и преобразовательной деятельности.
Ядром всей философской проблематики выступает, так называемый, основной вопрос философии (основная проблема), который фиксирует онтологическое и гносеологическое отношения материи и сознания. По определению Ф. Энгельса, «высший вопрос всей философии есть вопрос об отношении духа к природе, о том, что является первичным – дух или природа». Вторая (гносеологическая) сторона этого вопроса касается познаваемости мира. Варианты решения центрального для философии вопроса предопределяют поляризацию философских учений, их принадлежность к одному из двух главных направлений в философии – материализму или идеализму.
Материализм (от лат. materialis – вещественный) – философское направление, признающее первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания и наших ощущений (объективно). Материя здесь, таким образом, выступает первоосновой действительности. Среди наиболее ярких представителей этого направления можно назвать Гераклита, Демокрита, Эпикура, Т. Гоббса,
П.А. Гольбаха, Л. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса и др.
Идеализм (от греч. idea – вид, образ, понятие) – направление философии, которое исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического. В истории философской мысли это направление эволюционизировало в двух основных разновидностях: объективный идеализм и субъективный идеализм. Объективный идеализм (Платон, Фома Аквинский, Г. Гегель, представители русской религиозной философии и др.) первоосновой мира считает «мировой разум», существующий независимо от человека и его сознания. Субъективный же идеализм (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант и др.) исходит из примата субъективного (сознание человека и его ощущений) по отношению к внешней реальности и отрицает ее независимость от воли и сознания субъекта. Характерной чертой данного направления является агностицизм (греч. a – отрицание и gnosis – знание) – отрицание полностью или частично возможности познания мира.
Важно заметить, что материализм и идеализм, в решении основного вопроса философии, чаще всего исходят из принципа монизма (греч. monos – один) – т.е. принимают за основу всего существующего одно начало (либо материю, либо дух), но в истории философии существовали и дуалистические (лат. duo- два) взгляды (например, Р.Декарт называл две разнокачественные всеобщие основы сущего – мыслящую и телесную), а также и плюралистические (лат. pluralis – множественный) толкования мира (четыре "корня" – Эмпедокла, монады – Г. Лейбница).
Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 1188;