ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
VIII-VI вв. до н.э. – особый период в развитии человеческого общества: в разных регионах почти одновременно происходит мощный интеллектуальный "взрыв", вызванный кризисом мифологического сознания и потребностью в новом мировоззрении. В Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции разворачивается рефлексия над мифологией, идут интенсивные интеллектуальные поиски, которые приводят к формированию философского миропонимания. Но, в зависимости от конкретного социально-экономического, культурно-политического развития, географического расположения оно принимает специфические формы. В Индии философские размышления долгое время остаются неотъемлемой частью религиозно-мифологических воззрений, выделяясь этико-психологической направленностью. В Китае они сливаются с обыденно-нравственным сознанием – житейской практикой. В Греции же, отделяясь от мифологии и сближаясь с научным знанием, - приобретают теоретический характер, демонстрируя все больше вариант рационалистического объяснения мира. Если в Индии и Китае философская мысль возникает из демифологизации, т.е. как бы изнутри мифа, с широким использованием тех же представлений, то в Древней Греции миф предстает перед судом разума – Логоса, нарастающей необходимости объяснять явления из них самих. Философские рассуждения органически соединяются с научными, а первыми философами выступают естествоиспытатели, философия принимает форму натурфилософии. | Основные понятия: Атман, Брахман, буддизм, Веды, джайнизм, карма, мокша, нирвана, рефлексия, сансара, Упанишады, чарвака |
Философия Древней Индии – неотъемлемая составляющая мирового историко-философского процесса – возникает 2,5 тыс. лет назад в обществе с четко выраженной социально-экономической структурой земледелия, ремеслом, торговлей, богатым духом миром, что нашло отражение в Ведах (санскрит – «знание»). Они представляли собрание гимнов, молитв, заклинаний, ритуальных обрядов. Философской частью Вед являются Упанишады – размышления авторов разных эпох над проблемами бытия и мироздания. Здесь встречаются и первые сомнения мудрецов во всемогуществе богов и даже в их существовании. Ищущий ум «прорывается» сквозь внешнюю обрядность догматически-мифологических ритуалов и устремляется вглубь духа и материи, стремясь отыскать единую высшую реальность, конечную причину, которая связывает воедино изменчивое эмпирическое многообразие и образует единую основу.
Такой причиной и первоосновой бытия признается Брахман – объективное духовное начало, оно лежит за всеми формами и явлениями, включая и богов. Брахман неразрывно связан с Атманом – душой человека, являя собой универсальное, активное жизненное начало, воплощение Брахмана в душе человека. Как субъективное начало Атман противостоит объективной реальности – Брахману, но, в конечном и совпадает с ним. Должное почитание и постижение их тождества составляют одну из основных заповедей индуизма.
В Упанишадах рассматриваются и другие проблемы, такие как: структура мира и управляющие им законы, источники и виды знания, происхождение социальных различий, формируется ряд концепций, которые позже станут достоянием почти всех философских учений и религий Индии. Таково учение о переселении душ в соответствии с совершаемыми в предыдущих воплощениях деяниями (сансара). Оно осуществляется по законам кармы, т.е. воздаяния за прошлые действия. Освобождение от цепи перевоплощений (мокша) может принести только познание Брахмана. Те же, кто ограничивается религиозными обрядами и совершением добрых дел, могут рассчитывать только на новое рождение на более высоком уровне по законам кармы.
На первое место, как видим, выходят нравственные установки и требования, обращение к внутреннему миру человека. Высшей целью жизни объявляется единение с Брахманом.
Древнеиндийская философия уже в своих истоках была представлена множеством школ и направлений. В ней можно выделить два лагеря:ортодоксальный, так он называется потому, что допускает высшую реальность, как «душу», внутреннюю сущность вещей и, следовательно, признает авторитет Вед; неортодоксальный – джайнизм, буддизм, чарвака и др. Они отрицают авторитет Вед и составляют главную оппозицию ведическому брахманизму.
Джайнизм появился в VI в. до н.э. Критикуя брахманизм за ритуализм и отвлеченную умозрительность, он тем не менее сохранил такие его элементы, как вера в перевоплощение душ, учение о карме. В основе же мировоззрения джайнов лежало представление о жизни как о страдании, которое связывалось с законом воздаяния. Но, с их точки зрения, этот закон можно было победить на пути благих дел и строгого соблюдения аскезы (ограничения). Основоположник джайнизма Махавир Вардхаман проповедовал пять истин: не убивай, не лги, не воруй, не привязывайся к земным благам, будь целомудрен. Большое внимание джайнизм уделял этике, говоря о «трех жемчужинах»: о правильной вере, правильном познании и правильном поведении. Джайны отстаивали принципы непричинения зла живому, отстранения от мирского богатства и верили, что человек с помощью своей духовности может контролировать материальную суть (тело) и управлять ею.
Буддизм зародился в Бенгалии, и его основоположником был принц Сиддхартх Гаутама. Богатый, заботливо оберегаемый от жестокостей внешнего мира, находившегося за стенами царского дворца, он все-таки однажды покинул его и столкнулся с нищетой, болезнями, тяготами жизни, со смертью. Сиддхартх решил найти ответ на вопрос, почему мир таков?
После долгих странствий и размышлений на него снизошло озарение, и открылась истина. Он стал называться Буддой, что означало "просветленный", "пробужденный", и сложилось его учение о смысле человеческой жизни, давшее начало новому мировоззрению, религии и философии.
В отличие от брахманизма, учившего, что страдание есть наказание за грехи прошлых перевоплощений, а избавлением и достижением счастья является благочестие, Будда пришел к другому выводу: страдание – такая же сторона бытия, как и освобождение от него. Всякая жизнь – это страдание, и кем бы ни был человек, он обречен на страдание: в рождении, в болезни, в старости, в смерти. Перед страданием все равны.
Буддизм оказался пессимистичнее брахманизма и даже джайнизма, считая, что страдание не может быть преодолено в сансаре и в ней не может быть счастливой жизни. Единственное средство избавления от страдания – выход из круга перевоплощения и освобождение от угнетающей власти внешнего мира.
Открытие Будды легло в основу его учения о «четырех благородных истинах». Первая из них гласит, что жизнь есть страдание. Вторая – утверждает, что причина страдания скрыта в жажде жизни, в стремлении к наслаждениям. Третья – полагает, что избавление от страдания лежит в уничтожении жажды жизни, угашении страстей. Четвертая истина устанавливает восьмеричный путь избавления от страдания: правильное суждение и правильное решение, правильная речь, правильное стремление и правильная жизнь, правильное внимание, правильное сосредоточение и правильный путь жизни.
Эти шаги ведут человека к окончательному освобождению – Нирване, достижение которой и есть спасение от перевоплощения, выход из круга сансары. Нирвана – состояние сверхчеловеческого блаженства и не только человеческого, но и того мира, куда входит человек.
Чарвака – школа, которая также подвергла критике все ведийские авторитеты, обвинив Веды в лживости, многословии и противоречивости. Расхождение с брахманизмом было в главном: чарваки признавали объективность мира и отрицали его сотворение каким-либо духовным началом. Мир, по их мнению, - комбинация четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха. Из этих же элементов возникает сознание, которое неотделимо от тела и умирает вместе с ним.
Таким образом, существует только реальный мир, реальная жизнь и нет ничего потустороннего, и нет никаких Богов. Человек должен заниматься действительными делами (отсюда второе название – школа локаята – учение, "направленное на этот мир") и искать счастье в земной жизни.
Чарваки-локаятики видели смысл жизни в счастье, а счастье – в достижении наслаждения. И хотя, признавали они, наслаждение всегда связано со страданием, это вовсе не значит, что от него надо отказываться.
Несмотря на широкую популярность неортодоксальных концепций, они постепенно были вытеснены обновленной ортодоксией – индуизмом, такими его школами, как: веданта, миманса, санхья, йога, ньяя, вайшешика.
В целом же переход от мифологии к философии в Индии происходил на основе сильного укоренения в культуре ритуала, отсюда – слабая связь с научной мыслью. Предметом же философских размышлений, по преимуществу, становятся: мир человека, его отношение к безличностно-духовному началу и к другим людям. На первый план выступают этико-психологические проблемы.
Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 1138;