Мировоззренческая сущность философии
Термин «философия» происходит от древнегреческих слов phileo – любовь и sophia – мудрость, т.е. буквально означает «любовь к мудрости». Таким образом, философия предполагает именно любовь, стремление к знанию (истине), а не столько само знание (истину) как таковое. Первые философские учения возникли более 2500 лет назад в Индии, Китае, достигнув своей классической формы в Древней Греции примерно в конце V в. до н.э. Согласно некоторым историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил древнегреческий мыслитель и ученый Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Время вносило свои коррективы в содержание понятий «философ», «философия». Сегодня философия понимается как специфический духовный способ освоения действительности человеком. Она ставит и пытается ответить на вечные вопросы, любые ответы на которые отсылают нас к следующему «почему?», тем самым имея в виду вопрос: почему вообще что-либо существует? В конечном итоге философия всегда задает вопросы о мире в целом. Почему вообще мир есть? Что существует на самом деле? Возможно ли познание мира? Какое знание является истинным? Какое место занимает человек в этом мире? Зачем человек живет? И др. Иначе говоря, философия является мировоззрением. | Основные понятия: аксиология, антропология, герменевтика, диалектика, дуализм, единичное, особенное и всеобщее, идеализм, имманентный, материализм, метафизика, мировоззрение, мифология, монизм, наука, онтология, плюрализм, праксиология, проблема, религия, синкретизм, трансцендентный, философия |
Мировоззрение– есть совокупность взглядов, оценок, принципов норм, установок, определяющих самое общее видение, понимание мира, отношение человека к этому миру, выступающих в роли ориентиров и регуляторов поведения человека. Структуру мировоззрения можно представить следующим образом:
1. Познавательный компонент включает в себя обобщенные знания – повседневные, профессиональные, научные и т.д.
2. Ценностно-нормативный содержит ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т.д.
3. Эмоционально-волевой компонент – это индивидуальная эмоциональная окраска тех знаний, норм, ценностей, о которых заявляет человек как о ставших его достоянием, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать в соответствии и ними.
4. Практический компонент есть реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах и его осуществление.
Выделяют несколько исторически сложившихся типов мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, научное, философское. Непосредственными предпосылками философского мышления являются мифология, религия и элементы научного знания, зародившиеся еще в древности.
Наиболее ранним типом мировоззрения выступает мифология(др. греч. – учение о преданиях) – синкретическое (синкретизм – нерасчлененность) эмоционально-образное представление о явлениях природы и общества, выраженное в символической форме. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественного (Бога или богов). Религия(лат. religio – благочестие, святость и лат. religare – связывать, соединять) – форма мироощущения и миропонимания, спецификой которой является культовая система, т.е. система обрядов, направленных на установление непосредственных отношений с абсолютным началом. В отличие от мифа религия не «смешивает» земное и сакральное, а, напротив, «разводит» их на противоположные полюса. Абсолютное начало, таким образом, «выносится в трансцендентную (в противоположность имманентному, то, что находится за границами сознания и познания) область.
Для художественного мировоззрения характерно творческое освоение действительности посредством художественных образов, в создании которых значительную роль играют эмоции, интуиция, символы, индивидуальные переживания и пр.
Мифологическое, религиозное и художественное мировоззрения носят духовно-практический характер. По мере общественного развития появилась возможность теоретического освоения действительности. Возникновение такого типа мировоззрения, как указывалось выше, относят к середине I тыс. до н.э. Это – научное и философское мировоззрения, для которых характерно рациональное освоение мира (т.е. посредством разума; лат. rationalis – разумный).
В античности философия и наука еще не прошли окончательный процесс дифференциации и почти не различались. Наука выделилась в самостоятельное явление и сформировалась как социальный институт только в эпоху Нового времени, когда обрела методики исследования, стала экспериментальной и в полном смысле получила прикладное значение.
Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 4224;