Специфика философского мировоззрения
В I в. до н.э., благодаря Андронику Родосскому (хранителю Александрийской библиотеки), синонимом «первой» философии стал термин «метафизика», то, что следует после физики – «сверх» науки о природе. Таким образом, философия изначально стремилась осмыслить и сформулировать всеобщие принципы, характерные для организации природы, общества, и познания. Философия выступает как универсальное знание (нем. философ Э. Гуссерль назвал философию «универсальной наукой»). Она опирается в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь совокупный опыт развития человечества.
Философия – всегда теоретизирование, всегда работа мысли. Ее размышления всегда начинаются с сомнения. Неслучайно, Аристотель считал, что «философия начинается с удивления», т.е. с момента осознания себя в непознанности окружающего мира. Поэтому особо важно подчеркнуть рационально-критический характер философии, а поскольку она рассматривает вечные вопросы, актуальные во все эпохи, то необходимо отметить его проблемизирующий характер. Профессиональная философия занята выявлением проблемных (неопределенных) зон, т.е. обозначением границ человеческого знания и очерчиванием области неизвестного. Выявляя и фиксируя проблемы, философия не решает их в корне, а как бы поставляет тем самым материал для работы других наук.
Немецкий философ М. Хайдеггер говорил, что «философия есть вопрошание». Его более ранний предшественник И. Кант неслучайно считал, что научить философии (за исключением ее истории) нельзя, «можно в лучшем случае только научить философствованию».
Вопрос есть не что иное, как парадоксальное знание о своем незнании. Когда Сократ говорит: «Я знаю, что я ничего не знаю» и в то же время: «Познай самого себя», это и означает: «Познай свое собственное незнание». По словам Николая Кузанского (мыслителя эпохи Возрождения), «философия это есть ученое незнание».
Со всеми указанными выше особенностями философии связана такая ее черта как плюралистичность – допущение к рассмотрению различных точек зрения и позиций. Там, где начинается безапелляционный догматизм, вводится запрет на свободную интерпретацию текста, преследование инакомыслия, там философия заканчивается.
Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 1281;