II. Специфика внутренней речи в художественной литературе.
Познакомьтесь с книгой И.И. Ковтуновой «Поэтический синтаксис» (М., 1986; главы 3 и 8). Составьте конспект по плану:
-специфика коммуникативной позиции говорящего в поэтической речи;
-компоненты внутреннего мира, передаваемые синтаксической структурой лирического текста;
-языковые черты, моделирующие внутреннюю речь;
-особенности внутреннего диалога;
-специфика адресата в поэтической речи.
III. Укажите языковые особенности внутренней речи в художественном тексте:
Тут только она поняла, что вопрос касается не ее одной, – с кем она будет счастлива и кого она любит, – но что сию минуту она должна оскорбить человека, которого она любит. И оскорбить жестоко… За что? За то, что он, милый, любит ее, влюблен в нее. Но, делать нечего, так нужно, так должно.
«Боже мой, неужели это я сама должна сказать ему? – подумала она. – Ну что я скажу ему? Неужели я скажу ему, что я его не люблю? Это будет неправда. Что ж я скажу ему? Скажу, что люблю другого? Нет, это невозможно. Я уйду, уйду».
Она уже подходила к дверям, когда услыхала его шаги. «Нет! нечестно. Чего мне бояться? Я ничего дурного не сделала. Что будет, то будет! Скажу правду. Да с ним не может быть неловко. Вот он», – сказала она себе, увидав всю его сильную и робкую фигуру с блестящими, устремленными на себя глазами. Она прямо взглянула ему в лицо, как бы умоляя его о пощаде, и подала руку.
(Л.Н.Толстой. Анна Каренина)
Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. – М., 1982. – Т. 2.
(ИЗВЛЕЧЕНИЯ)
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 3111;