Введение. Типологические черты поэтического синтаксиса проявляются в особой синтаксической организации поэтических текстов и в таких особенностях семантики и функций
Типологические черты поэтического синтаксиса проявляются в особой синтаксической организации поэтических текстов и в таких особенностях семантики и функций синтаксических средств языка, которые присущи поэтической речи и отличают её от других типов речи. Семантические изменения и преобразования в формах языка, наблюдаемые в поэтической речи, обусловлены, прямо или косвенно, такими свойствами поэтических текстов, которые определяются их принадлежностью к произведениям искусства.
Отсюда с очевидностью следует, что синтаксическая специфика поэтической речи способна обнаружить себя в полной мере лишь при выходе синтаксиса за пределы предложения в область текстаи при функциональномподходе к синтаксису.
Если в поле зрения вводится только формальная сторона синтаксиса словосочетания и предложения, то нет оснований – с лингвистической точки зрения – говорить об особой системе поэтического синтаксиса.
Функциональный и текстовой подходы открывают в поэтической речи зону самостоятельного и чрезвычайно активного языкового творчества, целенаправленно вырабатывающего на основе средств национального языка такие формы выражения и изображения, которые соответствуют задачам поэзии как искусства, целям образной передачи поэтического смысла, поэтического познания мира. Это творчество осуществляется главным образом за счет семантических и функциональных преобразованийязыковых средств, а не за счет нарушений формальных грамматических правил. Поэтическая речь создает свои позитивные языковые ценности, расширяющие семантические возможности языка и превращающие речь в язык искусства. В поэтической речи обогащается семантика языковых средств и с предельной полнотой воплощаются смысловые потенции языка.
Синтаксические единицы языка как двусторонние лингвистические знаки, имеющие форму и значение, входят в поэтической речи в такие связи и отношения, которые обусловлены чрезвычайно сложной структурой поэтического сообщения, усиливающей способность языкового знака к семантическим изменениям и преобразованиям. Помимо своего первичного значения, а также вторичных общеязыковых значений, синтаксические единицы могут приобретать вторичные, переносные, транспонированные значения и функции, которые возникают в специфических условиях поэтической речи.
С лингвистической точки зрения понятие функции в системе поэтического синтаксиса равнозначно вторичному, переносному, употреблению синтаксического языка в поэтических текстах. Но для наиболее полного раскрытия природы и сущности языкового знака как элемента поэтического языка ниже вводится в оборот и другое понятие функции – художественная, поэтическая функция, которая означает характер и степень участия синтаксической единицы языка в выражении поэтического смысла. Смысловые возможности синтаксических средств языка вполне раскрываются в индивидуальных поэтических произведениях в неразрывном сочетании со всей совокупностью способов художественного выражения. Поэтому в принципе синтаксические единицы способны приобретать типовыепоэтические функции, присущие поэтической речи как особой функциональной системе.
Проблема поэтического синтаксиса относится к лингвистике речи. Функциональное назначение типа речи и характерные для него условия коммуникации отражаются на семантике и функциях языковых средств.
Функциональное предназначение поэтической речи, призванной служить языком искусства – поэтическим языком, вызывает к жизни особые черты организации поэтических текстов. Главные из них: повышенная теснотасемантических и структурных связей, присущая тексту в целом, - как текстовой аналог «единства и тесноты» стихового ряда (Тынянов 1965, см. также Сильман 1977); непрерывностьпоэтической структуры (Степанов 1980), в основе которой лежит ритм как «попытка наложить континуальную составляющую на дискретные носители речи» (Налимов 1978), см. об этом в главе «Ритм и синтаксис»; информативная завершенностьпоэтического текста, в котором нельзя ничего ни убавить, ни добавить, но в котором слово, не имея возможности развертываться вширь, способно наращивать смысловую глубину; многозначностьпоэтической структуры, поэтического сообщения, поэтического образа, присутствие в нем прямого, буквального и скрытого, глубинного смысла (Потебня 1976, Винокур 1959 и др.); высокая информативная насыщенностьпоэтического текста, способность передавать большой объем информации на участке небольшого по размерам текста (Лотман 1970 и др.); высокая степень организованностипоэтического текста на всех возможных уровнях его структуры, внутренне связанная с его высокой информативностью («информация есть мера организации» – Винер 1958). Гармоничная структура поэтического произведения служит залогом его информативности: «красота есть информация» текста (Лотман 1970, с.178).
Эти свойства поэтических текстов в значительной степени определяют функциональную нагруженность синтаксических средств языка в поэтической речи. Перечисленные черты характеризуют структуру поэтического сообщения. Структура сообщения (текста) входит как одно из слагаемых в общую модель речевой коммуникации (Якобсон 1975). Другие ее компоненты – сообщаемое (референт), способ контакта, код (язык), позиция говорящего, автора речи, и характер адресата – отличаются в поэтической речи не меньшим своеобразием.
Условия речевой коммуникации самым непосредственным образом отражаются на семантике и функциях языковых средств.
Для предлагаемого исследования выбраны некоторые наиболее общие категории синтаксиса поэтической речи, определяющие ее специфику на фоне других функциональных типов речи. Это, во-первых, речевые формы устного диалога, связанные с речью от первого лица, чрезвычайно распространенные в лирической поэзии, характеризующие лирическую поэзию как речевой жанр, но радикальным образом изменяющие в ней свою семантику и свои функции. Во-вторых, это универсальные синтаксические отношения – номинация (наименование предмета речи) и предикация (присвоение признаков) в их специфическом преломлении в поэтической речи.
Глава ІІІ
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1355;