Сторож станционный
С фонарем ненужным
На тени узорной?
Еще один пример из стихотворения И. Анненского «Месяц»:
Кто сильнее меня – их и сватай…
Истомились – и всё не слились:
Этот сумрак голубоватый
И белесая высь…
Ср. в стихах в стихах А. Фета: Третью уж ночь вот на этом холме за оврагом Конь мой по звонкой дороге пускается шагом. Третью уж ночь, миновав эту старую иву, Сам я невольно лицом обращаюсь к заливу; Эти звезды кругом точно все собрались, Не мигая, смотреть в этот сад; Жду я, тревогой объят, Жду тут на самом пути: Этой тропой через сад Ты обещалась прийти; В этой ночи, как в желаниях, все беспредельно!
Ср. у Бунина:
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В аналогичной функции - указания на объект непосредственного восприятия - местоимение этот часто выступает в стихах А. Ахматовой: Цветов и неживых вещей Приятен запах в этом доме; И не похожа на полет Походка медленная эта;Вот эта синяя тетрадь с моими детскими стихами; Единственного в этом парке дуба Листва еще бесцветна и тонка; А этот дождик, солнечный и редкий, Мне утешенье и благая весть.
Слово этот в пространственно-изобразительной функции нередко можно встретить в стихах современных поэтов. Восприятие мира часто передает таким путем поэт А. Жигулин. Показательно впечатление, высказанное в рецензии на сборник его стихов: «Сосредоточенность, сфокусированность поэтического взгляда вдруг может дать ощущение пространства и простора. Когда мы вслед за поэтом видим
И эти намокшие колья,
И стадо на том берегу,
И зелень свекольного поля
На сизом остывшем лугу...
И эти кусты, и осинки,
И берег с холодной травой,
И женщину в красной косынке
Над свежей зеленой ботвой…
Это не элементарно-правдоподобное описание, а результат смелого и свободного выбора деталей и цветов. Такай пейзаж сродни не передвижникам, а скорее Камилю Коро и ранним импрессионистам» (Новикова 1981). «Ощущение пространства и простора» создается уже в первых двух строках местоименными указаниями на ближние предметы (эти…) и отдаленное пространство (на том…). Так очерчивается пространственная рамка, которая далее заполняется «свободно выбранными» деталями и цветами.
Все приведенные случаи функционирования местоимения этот, рождающего образ восприятия, убеждают в том, что, определяя образный смысл языка лирической поэзии, важно принимать во внимание точку зрения говорящего.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 931;