Вводные замечания
Функции указательных местоимений различны в разных условиях речевой коммуникации.
В устной речи указательные местоимения выполняют собственно дейктическую функцию, они семантически тождественны указательному жесту – если предмет речи находится в поле зрения или, шире, в поле восприятия участников коммуникации.
В речи, строящейся как текст, в котором вся информация о предмете речи выражена только вербальным способом, функции указательных местоимений изменяются. В тексте местоимение этот указывает на элементы предтекста. Таким путем указательные местоимения осуществляют связь между предложениями в тексте. Дейктическая функция превращается в анафорическую. Анафорическая функция указательных местоимений присутствует во всех типах речи, в частности, и в устной речи - в тех случаях, когда местоимения указывают на определенный отрезок речи, на языковой контекст, а не на реальную действительность, имеющую место в ситуации устного общения.
В поэтической речи усложняются и преобразуются обе отмеченные функции местоимения этот – дейктическая и анафорическая, а в определенных контекстах противопоставление этих функций снимается.
Специфичность и своеобразие поэтической речи как типа речи в наибольшей степени дает себя чувствовать в лирической поэзии. Лирическая поэзия – в той мере, в какой она является речью от первого лица – применяет средства выражения, присущие устной коммуникации или, шире, спонтанной речи вообще. Но функции этих средств резко изменяются – в прямом соответствии с изменением всех условий речевого общения.
Различие функций указательных местоимений (как и других языковых средств) в лирической поэзии по сравнению с устной речью связано с изменением следующих условий коммуникации: способа контакта (устная/письменная речь); языка (язык в чисто коммуникативной функции/поэтический язык); характера референции (элементарность/сложность); структуры сообщения (высказывание устной разговорной речи/поэтический текст); усложнением позиции речевого субъекта; сложным характером адресованности поэтического сообщения по сравнению с устной речью.
Указательное значение в поэтическом тексте в известном смысле «разыгрывается». Оно имеет отчасти условный характер – в той степени, в какой условность присуща целому поэтическому тексту как произведению искусства. Основной функцией дейктических средств в лирическом тексте становится фиксация центра восприятия, точки зрения. Эту функцию можно рассматривать как композиционную и текстообразующую – в применении к специфической структуре лирического текста. Дейктические элементы в лирическом тексте часто формируют композиционный стержень стихотворения или его части.
Дейктические местоимения в поэтическом тексте утрачивают присущую разговорной речи тождественность указательному жесту в прямом смысле слова и приобретают условно-изобразительный характер. Они создают – в соответствии с их первоначальным значением – образ пространства, или, точнее, образ восприятия пространства. Лексическая семантика указательных местоимений обладает ассоциативной силой вызывать представление о положении в пространстве и о его восприятии в определенный момент времени. Она включает в себя позицию наблюдателя.Простейший случай – образ внешнего, воспринимаемого зрением, слухом и т.д. пространства. Например, в стихотворении Б. Пастернака «Белая ночь»:
Там вдали, по дремучим урочищам,
Этой ночью весеннею белой
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1118;