Потир и дискос.
Такую же трехчастную форму, как и водосвятная чаша, имеет потир. – символ Евхаристической чаши которую держал в руках Христос и которая имеет важное значение в Таинстве Евхаристии. Если через Крещение человек входит в Церковь Христову, то через Святое Причастие Тела и Крови Христовых происходит очищение его греховного естества. Следовательно, потир есть символом всей Церкви образующей Тело Христово. Его трехчастное строение символизирует также трехчастную Церковь Христову: верхняя чаша как символ Церкви Небесной - Торжествующей, нижний поддон, имеющий так же форму чаши, но более плоский как символ Церкви Земной – Воинствующей и пространство Ангельских Сил славящих Бога и служащих по воле Божией человеку. Потиры изготовлялись из различных материалов: дерева, олова, меди, серебра и золота. Использовались и различные техники для их украшения: чеканка, чернь, финифть.
Рисунок 32. Потир. Сардоникс, позолоченное серебро, перегородчатая эмаль, жемчуг. Высота 22,4 см. 10 в. Венеция, Прокуратория ди Сан-Марко. Близость памятника Лимбургской Ставротеке и надпись на основании "Господи, помоги Роману, православному императору (деспоту)" позволяют датировать его 10 в., правлением Романа I или II. Обкладка верхней части сардониксовой чаши украшена 15 пластинами перегородчатой эмали. Первоначальный порядок в их распределении нарушен; образы Христа и Предтечи должны были быть диаметрально противоположны образам Богоматери и двух Архангелов по сторонам Её. Между этими двумя группами персонажей располагались эмали с изображением Петра и Павла, четырёх Евангелистов и четырёх Отцов церкви. [Средневизантийский или постиконоборческий период: Искусство столицы. Византийское искусство, S. 1478]
Изображенные на Потирах орнаменты и иконописные изображения раскрывали богословский смысл Таинства Евхаристии смысл следующим образом: на верхней чаше, вмещающей причастие и символизирующей Торжествующую Церковь Небесную, помещается изображение Спасителя (поясное на Убрусе), Распятие, Воскресение Христово, Деисусный Чин как символ всей Небесной Церкви и так же произнесенные на Тайной Вечери слова Господа Нашего Иисуса Христа. На нижнем поддоне, который иногда имеет восьми или четырехчастное деление в форме розетки, имеется растительный орнамент, а иногда покрывается чеканным рисунком – символом молитвенного пламени, обращенного к Господу. Четырехчастное деление поддона есть символ соборности Земной Церкви просвещенной четырьмя Евангелистами. Восьмичастное деление поддона определено символом числа восемь - образом восьмиконечной звезды на мафории пресвятой Богородицы. Средняя часть Потира, имеющая название стояна с «яблоком», иногда украшается образами херувимов (примером чему может служить Потир 1686 года из Успенского Собора во Владимире) или драгоценными камнями (изумруды, рубины и др.), имеющие свое числовое (4, 6, 8, 12) и символическое толкование. Красный цвет рубина есть символом Жертвы Христовой и Пасхи, а зеленый цвет изумруда (ясписа) – символ Спасителя, как «Божественное естество вечноцветущее, живоносное и питающее всех…».
Рисунок 33. Евхаристическое блюдо или дискос. Алебастр, золото, серебро, перегородчатая эмаль, хрусталь, жемчуг. Диаметр 34 см. 11 в. Венеция, Сан-Марко. В центральном медальоне в технике перегородчатой эмали изображён Христос Пантократор. Евхаристическое назначение блюда выражено обрамляющей его круговой надписью: "Приимите, ядите, сие есть Тело Моё" (Мф 26, 26). [Средневизантийский или постиконоборческий период: Искусство столицы. Византийское искусство, S. 1473].
Евхаристические блюда или же дискосы, так же как и потиры, нередко создавались из драгоценных металлов, украшались жемчугом и драгоценными камнями, а так же декорировались священными изображениями Евхаристической тематики.
Крест.
Крестная Жертва Христова яркое свидетельство Всеблагой любви Отца к людям, даровавшим им Животворящий Крест как непобедимое орудие против зла, символ вечного спасения и символ личностного выбора в следовании за Христом по пути жертвенной любви к ближнему своему и борьбы со злом.
Рисунок 34. Крест с образами Константина, Елены и четырёх пророков. Золото, перегородчатая эмаль. 7 х 6 см. 11 в. Тбилиси, Художественный музей. Пластина происходит из грузинского монастыря Гелати, была вмонтирована в Хахульский триптих. Четырёхконечный крест имеет форму квадрифолия с дисковидными расширениями на концах и средокрестии. На них изображены свв. Константин и Елена по сторонам обретённого крестного древа (в центре), пророки Исайя, Илия, Елисей, Даниил (на концах). Прямые аналогии этому памятнику неизвестны. [Средневизантийский или постиконоборческий период: Искусство столицы. Византийское искусство, S. 1329]
Есть кресты: нательные, наперсные, напрестольные, процессионные и киотные.
Нательный крест носит в обязательном порядке каждый христианин как символ верности избранному пути, силы и свидетельства Спасительной Жертвы Христовой. Материал для их изготовления разнообразный: дерево, медь, олово, бронза, камень в металлической оправе с накладным изображением распятия (малахит, янтарь были популярны в 16-17 вв.), серебро и золото. Классическая форма: четырехконечный крест с помещенным внутрь восьмиконечным Крестом с Распятием Христовым. На обратной стороне, украшенной растительным орнаментом надпись: «Иисус Христос» или же «Кресту Твоему поклоняемся Владыко…», «Крест хранитель всея Вселенныя». Исходящее от средокрестия сияние в образе лучей – образ Славы Господней и стилизированный символ ветвей Древа Жизни.
Наперсные кресты имеют право носить на груди священнослужители, облеченные во Христа благодатию Духа Святого, который в День Пятидесятницы снизошел на Апостолов. Таким образом, этот тип креста есть символом созидательной Апостольской Церкви, которая получила свое начало от Крестной Жертвы Иисуса Христа и Его Воскресения. В Византии, а в последствии и в Древней Руси, были популярны наперсные двустворчатые кресты-мощевики, в которых помещались частицы Креста Господня и частицы мощей Святых угодников Божьих. В Древней Руси правом ношения наперсных крестов-мощевиков пользовались так же князья и представители родового боярского сословия. Кресты передавались по наследству от отца к сыну и считались семейной реликвией. Ярким образцом тому может служить фамильный крест-мощевик династии Романовых, который, наконец, вернулся на Родину и находится как святыня во Введенском женском монастыре г. Санкт-Петербург. Аналогичную функцию крестов-мощевиков выполняют нательные иконки (энколпионы), в которых так же могут храниться реликвии.
Рисунок 35. Энколпион со свв. Георгием и Димитрием. Лондон, Британский музей. Золото, перегородчатая эмаль. Диаметр 3,8 см. Около 1200 г. Фессалоника (?). Лондон, Британский музей. Редкий пример драгоценного энколпиона (нательной иконы), возможно, некогда хранившего реликвии св. Димитрия Солунского. С лица, на внешней поверхности 4-угольной крышечки энколпиона показан лежащий в гробнице св. Димитрий, в ранневизантийских патрицианских одеждах, и над ним горящая лампада. Тот же образ повторен под крышечкой, на внутренней поверхности энколпиона, но уже чеканным способом. Обратную сторону энколпиона занимает погрудное изображение св. Георгий, в воинских доспехах и мечом в руке. Сохранившаяся по внешнему краю оправы грузинская надпись относится к 17 в., когда энколпион использовался как реликварий Истинного Древа царицей Грузии св. Кетеван. [Средневизантийский или постиконоборческий период: Искусство локальных художественных центров. Византийское искусство, S. 2825]
Наиболее распространенной формой крестов-энколпионов был четырехчастный Крест с Распятием в центре и круглыми медальонами на концах, в которых традиционно помещали изображения Архангелов, Св. Апостолов и Угодников Божьих. В каждом регионе Киевской Руси сформируется местная иконографическая традиция и иконографический сюжет. На Киевских крестах обычно встречаются изображения Богородицы - Оранты и пророка Илии, а на крестах Новгородских изображение Богородицы – Знамение. Кресты 14-16 вв. изобилуют образами Архистратига Михаила, воинов-мучеников Дмитрия Солунского и Георгия Победоносца, св. Николая Чудотворца, пр. Сергия Радонежского.
Напрестольные Кресты в киеворусской традиции имели восьмиконечную форму и выполнялись из различных материалов, как-то: резные из дерева (иногда обложенные серебряной и золоченой басмой), из кости, перламутра. Под влиянием Ренессансных и Барочных традиций в период 16-17 вв. кресты украшают жемчугом и драгоценными камнями, образующими нимб (асист) вокруг головы Богородицы или Иисуса Христа, а так же на перекрестье и концах Креста.
Выносящиеся в период богослужения запрестольные или же процессионные кресты изготовлялись из метала, и предназначались для выноса на литийные богослужения, которые совершались вне стен храмов с участием духовенства и мирян. Процессионные кресты так же могли использоваться в обряде Малого Входа и на утренних богослужениях в городских соборных храмах. В некоторых монастырях существует традиция устанавливать процессионные кресты на поминальных богослужениях.
Рисунок 36. Крест. Бронза, чернь.75 х 44 см.10 в.Константинополь (?) Афины, музей Каннелопулос. Обе стороны тонкого бронзового креста украшены орнаментальными гравировками. На средокрестии укреплён синий эмалевый медальон с изображением равноконечного креста. В нижней части горизонтальных ветвей отверстия для несохранившхся подвесок. На верхней ветви вертикальная надпись "святой Пётр Илии(?)", возможно, указывающая на храм, в собственности которого находился крест.
[Средневизантийский или постиконоборческий период: Искусство столицы. Византийское искусство, S. 1477]
Киотный Крест используют для того, чтобы им осенять вход в дом, ворота двора или же города, перекрестки и повороты дорог. Такого типа Крест использовался как врезная часть деревянного могильного Креста. Материал использовали разнообразный: медь, бронза с вставными эмалями.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 3050;