Напрестольное Святое Евангелие.
Для христианина Крест и Святое Евангелие есть Живоносный источник благодати и непобедимое оружие в борьбе против зла. Вооружившись Крестом, как символом Воскресения Христового, победы любви и вечной жизни над смертью и злом, христианин нуждается в Спасительном Слове - Святом Евангелии как символе и данности Премудрости Божественного Слова. Этот смысл Евангелия, как Словом утвержденный спасительный путь на земле, раскрывает в изобразительно виде символика окладов напрестольных Евангелий.
Традиционно используемым материалом для изготовления окладов напрестольных Евангелий было золото и серебро. Если оклад был выполнен из бронзовых или медных пластин, то они имели в своем составе небольшую часть серебра или золота. Золото есть символ света Божественной Благодати, а серебро – покаяния и чистоты целомудренной жизни.
Наиболее распространенным типом окладов с 16 по 18 века был оклад, состоящий из нескольких (традиционно пяти) накладных пластин именуемых дробницами. Дробницы крепились на кожаном или парчовом переплете. Иногда они могли крепиться и на поверхности цельного металлического оклада.
Традиционными сюжетами центральной дробницы есть: изображение Распятия, Сошествия во ад, Воскресения Христового, Деисуса, Спаса Вседержителя, Вознесения Господнего. Сюжет заключен либо в форму круга (как символа вечности), ромба (символа Церкви и Ангельских Сил) или в форму овальной нередко пламеневидной мандолы (символа Славы Божьей). Между четырьмя угловыми дробницами фон оклада получает форму четырехконечного креста, который традиционно украшается растительным орнаментом – символом живоносной силы Слова Божьего. Ярким примером может служить оклад Евангелия 17 в. из Спасо-Прилуцкого монастыря г. Вологды с изображение Спаса и четырех Евангелистов по углам.
Рисунок 37. Оклад Евангелия. Лицевая сторона. Позолоченное серебро, дерево, перегородчатая эмаль, жемчуг. 29 х 21 см. Поздний 10 - ранний 11 вв. Венеция, библиотека Марчиана.
При использовании 9 дробниц (по 3 в 3 ряда) традиционно: в центре Деисусный чин, Св. Апостолы Петр и Павел; верхний ряд – Пресвятая Троица с предстоящими Архангелами Михаилом и Гавриилом; нижний – Вселенские учители и святители – св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Иоанн Златоуст. При этом на углах оклада сохраняется изображение четырех Евангелистов. А при использовании 12 дробниц: в центре образ Христа Пантократора, а по бокам, в верхнем и нижнем регистрах –образы 12 апостолов или святых угодников Божьих. Для украшения окладов используют как драгоценные камни, так и жемчуг, имеющих свою символику:
жемчуг – символ душевной чистоты,
изумруд (яспис) – символ Спасителя, как «Божественное естество вечноцветущее, живоносное и питающее всех…»,
рубин есть символ Жертвы Христовой и Пасхи,
розовый аметист – символ Церкви Христовой и Пречистой Богородицы.
Числовая символика камней:
33 – годы земной жизни Иисуса Христа,
7 – 7 даров Святого Духа,
9 – символ Пресвятой Богородицы,
3 – символ Животворящей Троицы.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1769;