Сущность и предназначение церковно-прикладного искусства.
Прикладное искусство, как один из древних и активно развивающихся видов художественного творчества, осуществляется в предметах быта, которые окружают нас, обслуживают нас, но при этом создаются по законам красоты. Это вещи, которые имеют стиль, художественный образ, являясь символами той реальности, материальным выражением которой они являются. Церковно-прикладное искусство, как вид прикладного искусства, выражающего образ преображенного и обновленного во Христе человечества, промыслительно служит духовному пути спасения твари.
Церковно-прикладное искусство, как неотъемлемую символическую часть богослужения, следует рассматривать в двух аспектах: как предмет поклонения и как предмет богослужебного обихода в его вещественном выражении.
В вопросе осмысления церковно-прикладного искусства как предмета поклонения обратимся к размышлениям преподобного Иоанна Дамаскина. В работе «Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения» поклонение преподобный Иоанн Дамаскин называет «знаком покорности, т.е., смирения и скромности» (-с.109), а родов поклонения он выделяет семь. Что же является основанием для поклонения? Преподобный Иоанн Дамаскин на этот вопрос отвечает так: «Не из за природы их поклоняюсь, но потому, что они суть вместилища божественной деятельности, и потому, что через них и в них соблаговолил Бог совершить наше спасение» (-с.113).
Если первым родом поклонения называется тот, который воздается Богородице, святым, преподобным т.е. «тем, на ком почил Бог» (-с.111), тем «кто свят и святым почитается», то ко второму роду поклонения относятся те «творения, через которые и в которых Бог совершил наше спасение, частью прежде пришествия Господа, частью после содеянного Им во плоти домостроительства; как (например): Синайской горе, также Назарету, находящимся в Вифлиеме яслям и вертепу, святой Голгофе, древу креста, гвоздям, губе, трости. Священному и спасительному копью, одеянию, хитону, покрывалам, пеленам, святому гробу – источнику нашего воскресения, камню гроба, святой горе Сиону, с другой стороны, горе масличной. Овчей купели и блаженному саду Гефсимании; этому и подобному воздаю почитание и поклоняюсь, и всякому святому Божью храму, и всякому (месту), на котором произносится имя Бога». И, наконец, к третьему роду поклонения относятся то, «что посвящено Богу». Под этим, пишет пр. Иоанн Дамаскин, «я разумею святые Евангелия и остальные книги. Ибо писана быша в научение наше: в них же концы век достигшего. (Разумею также) и дискосы и потиры, кадильницы, светильники, трапезы. Ибо ясно, что все эти предметы – достойны почитания» (-с. 114).
Как предметы богослужебного обихода предметы церковно-прикладного искусства являются суть символическим выражением тех прообразов, которые формируют образ богослужения, совершаемого в храме Царствия Небесного. Как удачно заметила автор работы «Русское церковное прикладное искусство» Татьяна Кудрявцева, «…в предметах церковного богослужения должно быть, прежде всего, созерцаемо искусство воплощения в совершенных формах, символах орнаментах и красках образов, несущих благодатное присутствие Небесных Первообразов. Эти образы, созданные по откровению Божию, промыслительно служат духовному пути спасения Человека» (К свету. №17, -с.142).
2. Символика предметов церковно-прикладного искусства:
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 2523;