Тема 3. Богословские основания осмысления сущности образа-иконы.
(1 занятие)
1. Образ как eicwn (ейкон). Происхождение слова eicwn (ейкон) – икона.
2. Два аспекта и пути осмысления образа и изобразительности в раннепатристической литературе.
3. Тринитарные основания богословского осмысления образа. Лицо-ипостась Сына как икона (образ) Отца. Слово как единосущный образ в богословском наследии Св. Афанасия.
4. Действование Сына как Образ Отца. Богословское осмысление сущности образа св. Василия Великого, св. Гр. Богослова, св. Гр. Нисского.
5. «Христос – живая икона любви» (св. Максим Исповедник) .
6. У истоков иконоборческих споров в Византии.
7. Богословские основания иконопочитания в богословской системе пр. Иоанна Дамаскина.
1. Образ как eicwn (ейкон). Происхождение слова eicwn (ейкон) – икона
В предыдущей лекции мы рассмотрели понятие и формы (разновидности) символа как образа – знака, известного как знамения. Сегодня наша лекция будет посвящена истории богословского осмысления и сущности образа-иконы (иконического образа).
Славянское слово «икона» имеет греческое происхождение и есть не что иное, как очевидный слепок с греческогоeicwn (ейкон), которое, согласно автору греческо-русского словаря А.Д. Вейсману, истолковывается как образ, изображение, подобие, сравнение и даже притча. (А.Д. Вейсман Греческо-русский словарь. С.-Пб. 1899-с.373).Таким образом, греческое слово eicwn семантически (по смыслу) тождественно слову «образ».
Что же такое образ или же икона?
В словаре Брокгауза и Эфрона предлагается следующее определение иконы как образа: «Иконы - название, в христианской церкви, живописных изображений Иисуса Христа, Богоматери и святых, имеющий священный характер и служащих предметами религиозного чествования в смысле образов, которые возводят мысль и чувство молящихся к изображаемому. В православной и римской церквах они составляют необходимую принадлежность храма и домашнего культа христианина, как и крест с изображением распятого на нем Иисуса Христа или без оного». О.В. Стародубцев в работе «Церковное искусство» дает такое определение образа как иконы, однако отождествляя икону исключительно с изображениями Богородицы и Иисуса Христа: «Образы – это священные изображения и предметы, овеществляющие не только духовное знание, но и самое внешнее сходство Божественных и небесных лиц и предметов. К образам относятся, прежде всего, иконы (Христа, Богородицы), а также изображения Небесных сил, событий и композиций из Священной Истории Ветхого и Нового Завета, изображения святых». Вне всякого сомнения, истинным будет и емкое определение, данное протоиереем Николаем Озолиным в его работе «Об описуемости божественной ипостаси Спасителя», что икона – это «образ нетленной плоти Бога». Икона – это и «богословие в красках» (отец Павел Флоренский).
Фундаментальными работами, посвященными осмыслению сущности образа и истории противостояния движения иконоборцев с иконопочитателями, есть «Богословие иконы Православной Церкви» Л.А. Успенского, «Икона Христа. Богословские основы» Кристофа Шёнборна и «Богословие иконы» И.К. Языковой и многие другие.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1021;