Трава и цветы.
Цветы и трава есть символ быстротечной земной жизни, которая присуща нечестивым людям. «Всякая слава человеческая – как цвет на траве; засохла трава и цвет ее опал» (1 Пет. 1,24).
Однако и по сегодняшний день сохраняется благочестивая традиция приносить и украшать цветами храм – дом Божий творениями Творца. Таким образом, человек выражает свое умиление и радость перед святыней Господней. Обычно цветы ставят у алтарных икон, ими украшают престол, алтарные врата, плащаницу и особо чтимые иконы. Традиционно используют благоухающие, но не пьянящие цветы. К ним относятся: розы, пионы, лилии, георгины, гладиолусы, ирисы, астры, хризантемы. Напротив, испускающим неприятный запах (багульник, полынь, пижма) или ядовитым растениям (чемерица, белена, дафна) не место в храме. Не приличествует помещать в храме также колючие растения (терновник, боярышник) и травы, о которых в народе слывет дурная молва как о приворотных (плакун-трава, папоротник-ужовник, кувшинки).
Подбираются растения, сообразуясь с географическими особенностями и сезонным фактором. Однако их цветовая символика надежно связана с праздничным циклом. Так начиная с четвертой седмицы Великого поста в растительных композициях в обязательном порядке должен присутствовать красный цвет как знак приближающихся Страстей Христовых, а на Преображение Господне традиционно храм украшается белыми цветами как символом чистоты и присутствия Благодати Господней. В праздник Архангела Гавриила в цветах, украшающих его икону, традиционно вплетают лилию (крыну) как символ указующий на Приснодеву Марию, которой в Назарете Архангел Гавриил возвестил о рождении Спасителя.
4) животные как символы.
Голубь – есть символ духа Святого. Происхождение этого символа в Новом Завете прочно связано с событием крещения Господа Иисуса Христа в водах Иордана. Когда Дух Святой явился в виде голубя. «Се отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божья, который сходил как голубь, и ниспускался на Него» (Мф.3,16). По природе своей голубь птица незлобивая. Именно это качество и было положено в основание символа Духа Святого, в котором нет никакой злобы.
Рисунок 3 Голуби у источника жизни. Мозаика на стене центрального объёма
Середина 5 в. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (Италия)
Змей – есть символ сатаны и всякой нечисти. Это единственное животное на земле, которое было проклято Богом за то, что змей послужил орудием в прельщении Евы и грехопадения человека: «Проклят ты перед всеми скотами и перед всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт.3.14). Мудрость змеиная опасна, если она, согласно св. Иоанну Златоусту, не соединена с незлобием: «Ибо нет никакой пользы от мудрости, если она не соединена с незлобием» (Толкование на Евангелие от Матфея: 10,16).
Ехидна и ядовитая змея – есть также символом дьявола и всякой нечистой силы, которая волю дьявольскую творит. Иоанн Предтеча, выражая свое отношение к еврейским старейшинам, назвал их «порождением ехидны» (Мф.3,7;23,33). Сам же Господь указуя на еврейских старейшин сказал: «Ваш отец дьявол» (Ин.8,44).
Агнец, овца – символ Христа. «Агнцем Божьим» назвал Иоанн Предтеча Иисуса Христа. Сам же Спасителя овцами называл верных учеников своих и последователей Слова Божьего. «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною» (Ин. 10,27).
Рисунок 4. Агнец. Мозаика на своде вимы. 546-547 гг. Церковь Сан-Витале в Равенне (Италия)
Волк – символ неверных и безбожников. Обратимся к словам Спасителя: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков» (Мф.10,16).
Псы – безбожники и блудники. Хорошо известна фраза, сказанная Спасителем: «Не давайте святыни псам и не мечите бисер перед свиньями»
Свиньи – это символ обжорства, нечестивцев и нечистоты духовной. Местом пребывания нечистых духов и скопищем греха называются в Евангелии эти животные, куда по выбору самих бесов Иисус Христос приказал им выйти из бесноватого человека в стадо свиней. «И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них» (Мр.5,12).
Жабы, вши, саранча, мошки, мухи – грехи людские. В книге Исход Бог посылаем через Моисея на Египет жаб, мошек, мух и саранчу». Аарон простер руку свою на воды Египетские; и вышли жабы, и покрыли землю Египетскую» (Исх 8,6). И еще: «Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали ему: так говорит Господь, Бог Евреев: долго ли ты не смиришься предо Мною? Отпусти народ Мой, чтобы он совершим Мне служение. А если ты не отпустишь народа Моего, то вот, завтра Я наведу саранчу на твою область» (Исх.10, 3-4).
Дикие звери – есть символ больших страстей. Как дикие звери нападают и разрывают беспощадно тела своих жертв, так и страсти беспощадно разрывают людские души на части ведя ее к погибели.
Конь – символ послушного верного слуги. Апостолы в осьмигласном каноне сравниваются с быстроногими слугами в значении верного и быстрого служения Господу.
Человек, лев, вол и орел – символы апостолов, которым соответствуют четыре добродетели: мудрость, храбрость, правда и чистота. В образе человека, вола, льва и орла явились евангелисты пророку Иезекилю и Ев. Иоанну (Иез.1,5; Отк.4,6).
Рисунок 5. Лев - символ Евангелиста Марка Мозаика в парусе
Середина 5 в. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (Италия)
Литература к теме 2. 2.
- Епископ Николай Охридский Символы // ж-л. К свету. № 17, с.3-14.
- Стародубцев О.В. Церковное искусство. М. Лепта Книга. 2007.
- Стрижев Александр Остатки рая на земле (растения в русской церковной жизни) //жур-л К свету. №17.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1445;