Безобразное.
Категория безобразного есть антипод прекрасного. Безобразно то, на что смотреть неприятно – считал Аристотель. Согласно Ш. Бодлеру безобразным есть то, что дисгармонично, патологично, не одухотворено.
Но возможно осмысливать и с такой позиции. Безобразное есть без-образное то есть утратившее, потерявшее первичный образ-замысел творца, который был задуман как прекрасный.
Эротичное есть категория, выражающая плотский характер, совокупность всего, что связано с половой любовью, в более узком — психологические аспекты сексуальности, ее развития и проявления в общении, моде, искусстве. Человек был создан Творцом по его Образу с задачей - сотворить в себе его Подобие. Поэтому изначально в человеке все было прекрасно – гармонично, едино и подчинено духовному устремлению. Эротичное есть переподчинение духовного устремления человека, его энергий, на сексуальное, данное человеку уже после его грехопадения исключительно ради продолжения рода ( «и к мужу твоему влечение твое» Быт.3.16) во спасение рождением Спасителя. Не случайно античная Греко-римская культура, языческая, по сути, была связана с понятием эрос достаточно плотно. Начиная с 15 века, западноевропейская культура снова обращается к этой категории и определяет ее как отправную точку вектора осмысления сущности человека, уводя его в чувственно-греховное пространство.
4. Полифункциональность церковного искусства.
Функции церковно-христианского искусства:
- знаково-символическая функция церковно-христианского искусства есть наиболее значимая. Предназначение искусства раскрывается в способности его выразить глубинный смысл духовной реальности, к которой устремлен человек по природе своей. Средством выражения духовной реальности в искусстве и есть символ как самое непосредственное откровение ее. Символ раскрывает сущностные особенности символизируемого, его идею. Преподобный Иоанн Дамаскин обращал внимание на то, что одним из предназначений образа есть способность возносить ум человека к первообразу: «…божественное Слово, предусматривая нашу способность к восприятию, отовсюду доставляя нам то, что способно вознести ум…».
- подражательная или же миметическая. Искусство как подражание есть отражение действительности в художественно-образных формах. Иконный образ святого, которому мы молимся, и есть сам святой. Однако не к доске, на которой изображен лик святого, и не к краскам, которыми написан его образ, а к личности изображенного возносим мы молитвы;
- функция познавательно-аналитическая выражается в том, что искусство способствует раскрытию познавательных способностей человека, который осваивает мир в изобразительных формах. Леонид А. Успенский, автор книги «Богословие иконы Православной Церкви», писал: «Бога мы познаем в слове и в образе, и Церковь исповедует свою веру как словом, так и образом» ( «Философия русского религиозного искусства». М. Прогресс, 1993, -с.370).;
Рисунок 1. Икона Божией Матери "Неопалимая Купина". Конец XII века. Иерусалим, Тронный зал Греческо-православной Патриархии.
- функция предвосхищения. Об этой функции образа, а значит и церковно-христианского искусства, писал в «Трех защитительных словах против порицающих святые иконы или изображения» (с. 104) преп. Иоанн Дамаскин. Так некоторые образы, которых он выделяет и называет пятым типом изображений, своим непосредственным предназначением имеют: «предъизображать и предначертывать будущее, как купина». Согласно Книге «Исход», когда Моисей пас овец своего тестя Иофора у горы Хориву, «явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но не сгорает… Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!» (Исх.3.2-4). Так невидимый и неизображаемый Господь явил себя в видимом образе неопалимого огня из тернового куста как предвосхищаемый прообраз Божьей матери родившей Нерожденного. Этот ветхозаветный прообраз Божьей матери вошел в иконографию под названием «Неопалимой Купины», прославляя Ту, которая родилась на грешной земле оставаясь сама неподвластной греху и являя миру Того, кто этот мир создал;
- функция катарсическая раскрывает себя в том переживании, которое испытывает человек, соприкасаясь с духовным миром посредством церковно-христианского искусства, воспитывая, направляя его на путь стяжания благодати;
- функция информационно-коммуникативная. Во все времена искусство было носителем определенной информации, выраженной в форме символа, и передаваемой из поколения в поколение как специфический опыт осмысления жизни и духовной реальности, которая способствует утверждению человека в мире. В отношении к церковно-христианскому искусству вышесказанное применимо в полной мере. В особенности это относится к функции иконописного образа, который согласно Отцам Церкви, есть не только один из путей духовного познания, но и плод высокого молитвенного опыта – общения человека с Господом.
5. Богословские проблемы творчества.
На конец, осмысление сущности искусства, его функциональных характеристик для полноты его восприятия как феномена духовной жизни должно быть дополнено вопросом осмысления созидательной способности человека одним из результатов которого и есть искусство.
Для этого нам будет необходимо вернуться еще раз к уже рассмотренному нами вопросу: что же такое искусство? Согласно дефиниции одного из ведущих представителей эстетической мысли на постсоветском пространстве, Юрию Бореву: «Творчество – это процесс воплощения замысла в знаковую систему и вырастающую на ее основе систему образов, процесс объективации художественной мысли в художественном тексте, процесс отчуждения замысла от писателя и передачи его через произведение читателю, зрителю, слушателю» (Ю.Борев Эстетика. М. Изд. Полит. Литературы. 1988. –с.176). Но ответы на вопросы о том, какова природа замысла и каков процесс его воплощения, у светского мыслителя и христианина будут различны. Мы остановимся на церковно-христианском видении этой проблемы.
В святоотеческой литературе этот вопрос поднимался неоднократно. Но особая заслуга в развитии святоотеческого учения о Боге Творце, Художнике, Создателе мира принадлежит св. Григорию Паламе и терминологически раскрывается в категории «энергия», которая выступает синонимом любого «выхода» Бога из своей нетварной сущности. Сущность Бога непознаваема, но Бог не тождественен своей сущности и это существование Бога во вне себя самого и есть Божественная воля или Божественная энергия. Это возможное движение вовне (ad extra) есть основанием, раскрываемым в тайне Божественного Домостроительства. Поэтому, как писал протоиерей Игорь Экономцев: «Творчества является не только модусом существования Бога ad extra, но и безусловным атрибутом его сущности» (протоиерей Игорь Экономцев Исихазм и восточноевропейское возрождение. Богословские труды. М. Изд. Московской патриархии. 1989, –С 64). А человек, как мы помним, был создан Творцом как тварное существо по Образу Своему Божественному (Быт. 1.27). И образ Божий в человека св. Григорий Палама видит, прежде всего, в способности человека к творчеству. Прорыв, выход из своей самости реализует человек в творчестве на путях познания истины и самовыражения. Устремленность к Истине и самовыражению возможно только тогда, когда к человеку пришло вдохновение – при наитии Святого Духа. Поэтому, «состояние творческого экстаза есть состояние обожения, и в этом состоянии творит уже не человек, а богочеловек» (протоиерей Игорь Экономцев Исихазм и восточноевропейское возрождение. Богословские труды. М. Изд. Московской патриархии. 1989, –С 66), а творчество следует корректнее назвать со-творчеством боговдохновенного человека и исходящей от Бога Благодати. Отсюда, вершиной художественного творчества человека есть аскетика, материалом для которого является сам человек (протоиерей Игорь Экономцев Исихазм и восточноевропейское возрождение. Богословские труды. М. Изд. Московской патриархии. 1989, –С 67).
Отсюда, творчество следует понимать как: богоданное и богоподражательное свойство всех разумных существ, как личностное восприятие Боготкровения .
Согласно концепции Г.Уоллеса можно выделить 4 этапа творческого процесса:
1) подготовительный этап, в основании которого находится замысел художественного произведения. Но на этом подготовительном этапе характерной его особенностью есть отсутствие выразительной оформленности произведение, связности мысли, сюжетной линии и проч.
2) Второй этап иногда называют этапом «семиотического кодирования».
3) Третий – этап озарения – интуитивного постижения сущности предмета творчества путем непосредственного, бездоказательного его осмысления.
4) Четвертый этап – этап проверки, для которого характерной особенностью есть поиск соответствия переосмысленного замысла и уже осуществленного результата.
Однако, первый, второй и третий этап возможно объединить в одну 1 фазу – постиженияистины путём молитвенного стяжания Благодати, а четвертый этап проверки возможно было бы назвать 2 фазой - этапом воплощения Божественного Откровения в произведении мастера. Вот что по этому поводу писал святитель Фотий, патриарх Константинопольский: «Можно найти в человеке и другие подражания Божественному Первообразу, а именно: и человек по подражанию сотворившего его Бога, созидает дом и стены, города и гавани, небесные изображения и картины солнца, луны, звезд, людей и животных. И хотя разница в созидании неизреченна, но тем не менее, созидающий человек в какой-то мере подражает своему Творцу, как изображение своему Первообазу» [12] . Св. Григорий Палама, обобщая высказывания живших до него отцов Церкви, связал вопрос о богоподобии с рассуждениями о творческом даре, данному человеку при создании мира: «В самом деле, мы (люди) только одни из всех созданий имеем, кроме ума и рассудка, еще и чувства. То, что естественно соединено с рассудком, открывает разнообразное множество искусств, наук и знаний: земледелие, строительство домов, творчество вещей из ничего – разумеется, не из совершенного небытия, ибо это уже дело Божие, - все это дано только людям» [13] .
Литература к теме 1. 2.
- Банфи.А. Философия искусства. М. Искусство. 1989.
- преп. И. Дамаскин Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. С-ТС. Л. РФМ, 1993.
- Прот. Игорь Экономцев Исихазм и восточноевропейское возрождение. // Богословские труды. М. Изд. Московской патриархии. 1989.
- Успенский Л. А. На путях к единству //Философия русского религиозного искусства. М. Прогресс. 1993.
- Юрасова И.В. Символика архитектурных форм русского православного храма. М. 2004.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1149;