Христианская церковь в IV в.
Христианство зародилось среди иудеев Палестины в I в. и представляло собой монотеистическую религию последователей Иисуса Христа (Мессии) и его учеников (апостолов). За 300 лет оно распространилось по всей Римской империи. Общины христиан сосредотачивались в основном в крупных городах: в Риме, Александрии, Антиохии, Карфагене, Лугдуне. Несмотря на широкое распространение новой религии, христиан было не так много, как считали церковные историки, а состав их общин был довольно пестрым. Во главе общин стояли пресвитеры (греч. «старейшины») и епископы («надзиратели»). Все вместе христиане считали себя одной общиной, составляющей Церковь (по-гречески: ecclesia – «собрание»). Во II – начале IV в. против христиан римской властью была организована серия преследований (т. н. «гонений»). Погибшие в этих гонениях считались мучениками за веру (по-гречески: marhtyhroi – «свидетели»).
В 313 г. император Константин в Медиолане издал эдикт («Медиоланский» или «Миланский эдикт»), по которому христианам дозволялось свободно исповедовать свою веру, и тем самым впредь не допускались никакие гонения. По не совсем ясным личным причинам Константин стал покровительствовать христианской церкви (его мать Елена была христианкой; сам он, видимо, считал христианство религией популярных в армии богов Митры и Непобедимого Солнца). Константин желал устранить разногласия среди христиан и повелел всем епископам собраться в городе Никея на общий съезд – I Вселенский собор.
На Никейском соборе разгорелся спор по поводу ипостасей божественной Троицы. Часть христиан во главе с александрийским епископом Александром полагала, что Бог-Сын единосущен Богу-Отцу (т. е. одной с ним природы). Их противники во главе с александрийским пресвитером Арием считали, что Сын не равен Отцу, сотворен им и является по отношению к нему только подобносущим. После яростных споров (дошло до драки) собор принял сторону Афанасия. Его учение о Троице было включено в никейский символ веры – перечисление догматов, указывающих, во что именно верят христиане. Это вероисповедание было объявлено ортодоксальным (православным) и католическим (вселенским). Арианство было объявлено ересью и предано анафеме (церковному проклятию). Однако арианский раскол в христианской церкви продлился до конца V в.
При Константине Церковь заняла привилегированное положение. Еще важнее был союз между Церковью и императором. Церковные дела стали решаться на уровне большой политики. Наконец, в 380 г. император Феодосий Великий с солдатской прямотой издал указ «О католической вере», по которому запрещались любые богословские расхождения в церкви, а все христиане должны были под страхом наказания придерживаться одной веры. Язычество полностью запрещалось. Чтобы утвердить общее ортодоксально-католическое исповедание, в 381 г. Феодосий собрал епископов на собор в Константинополе. Там был принят новый символ веры (т. н. «никейско-цареградский»), которого православная церковь придерживается до сих пор.
Богословские учения, расходившиеся с официальной ортодоксальной доктриной, были объявлены ересями (от греч. airesis – «учение»). Ереси совокупно были прокляты на Константинопольском соборе, придерживаться еретических взглядов стало уголовным преступлением.
Постепенно сложилась церковная организация и иерархия. Во главе христиан почти каждого города стоял отдельный епископ. Епископа избирали прихожане города. Столицы провинций возглавлялись митрополитами. Особым авторитетом пользовались епископы Рима, Константинополя, Антиохии и Александрии. Римский епископ взял титул папа (греч. «отец»), с середины V в. константинопольский, иерусалимский и антиохийский епископы стали называться патриархами («родоначальник»), александрийский – папой и патриархом.
Готы в IV в.
Готы – коалиция германских племен. Их прародина находилась на территории Скандинавии В начале н. э. по какой-то причине готы покидают свою прародину, пересекают Балтийское море и двигаются в юго-восточном направлении вдоль течения Вислы. Их движение как бы вспороло варварский мир Европы и те племена, которые оказывались у них на пути, сдвигались к северу и югу. Они в свою очередь «подталкивали» соседние племена, и в результате уже во II–III вв. Римская империя испытывала давление варварских племен на свою северную границу. К IV в. вдоль северной границы Римской империи формируются крупные и воинственные союзы германских племен. Вдоль Рейна образовались союзы франков и алеманнов.
Готы в III в. проникают в Нижнее Подунавье и Северное Причерноморье. Они разделяются на два больших союза. К востоку от реки Днестр поселяются остроготы, к западу – визиготыВ отечественной историографии установилась традиция первых называть остготы(«восточные готы»), вторых – вестготы(«западные готы»). Остготы заняли украинские степи вдоль Днепра, Крым, степи к западу от Дона. Они находились в тесном контакте с сарматским племенем аланов и заимствовали от них вооружение и конницу. Вестготы занимали территорию совр. Молдавии и часть Румынии.
В середине III в. вестготы стали вторгаться в дунайские провинции Римской империи. В 269 г. огромные полчища готов были разгромлены в битве при Наиссе императором Клавдием II, получившим за эту победу прозвище Готский. В 332 г. император Константин Великий заключил союз с вестготами, по которому они признавали нерушимость дунайской границы и обязались поставлять отряды для армии римского императора. Почти на полвека готы были задержаны на Дунае.
У остготов в середине IV в. королем становится Эрманарих. Он создал огромную готскую державу, раскинувшуюся почти по всей Восточной Европе. Центр ее находился в Приднепровье. Во второй половине IV в. держава Эрманариха подвергается мощному натиску гуннов. Гунны (лат. – Hunni) были кочевниками, пришедшими с востока из-за Волги. Их прародиной, вероятно, была Монголия, в которой они были известны древним китайцам под именем хунну или сюнну. Под натиском гуннов держава Эрманариха распалась, остготы оказались подданными гуннов, а вестготы, потерпев от них поражение, обратились к императору Валенту с просьбой перейти Дунай и поселиться на территории Римской империи.
В 376 г. Валент разрешил вестготам поселиться на территории Фракии. С ними был возобновлен договор, заключенный между готами и Константином Великим. Вестготы должны были предоставлять императорской армии военные отряды, охранять римскую границу от других варваров, подчиняться римским чиновникам. Император должен был снабжать их продовольствием, т. к. готы не занимались земледелием. Но римские чиновники унижали готов, намеренно срывали поставки продовольствия, кормили варваров собачьим мясом. Вестготы подняли восстание и принялись грабить Фракию. В августе 378 г. Валент повел на них армию. Западный император Грациан должен был подоспеть с подмогой. Не дожидаясь прихода Грациана, самоуверенный Валент у города Адрианополь бросил свою армию на готов. Армия Валента была разгромлена, а сам он погиб.
Грациан поспешно назначил августом Востока Феодосия и поручил ему справиться с готским восстанием. Феодосий стал вести переговоры с готской знатью, задабривая их подарками и маня обещаниями включить их в состав римской элиты. В 382 г. он заключил с вестготами новый договор. Им предоставлялись земли сначала во Фракии и Мёзии, а затем – западнее, на территории Иллирика. Они получали статус федератов Римской империи (от foedus – «договор»), т. е. союзников, пользующихся собственным управлением и живущих по своим законам и обычаям. За это они должны были поставлять отряды воинов императору.
В IV в. среди готов распространяется христианство. Однако готы исповедовали не никейское ортодоксальное католичество, а арианство, запрещенное среди римлян. Вестготский епископ-арианин Ульфила (Вульфила), чтобы способствовать крещению готов, перевел Библию на готский язык, для чего создал особый алфавит. Библия Ульфилы («Серебряный кодекс») – первый памятник древнегерманской литературы.
Разрешив вестготам поселиться на территории империи, императоры открыли варварам путь в римское государство. Готы были воинственны и превосходили по боевым качествам римлян. Неизбежным стало вмешательство готов во внутренние дела империи. Поселение вестготов в качестве федератов на римских землях стало предвестием появления варварских королевств на территории Римской империи и началом стремительного сокращения римских владений в Европе.
События IV в. закрепили три главных фактора, которые стали определять происходящее в Средиземноморье и Западной Европе в V–VI вв. Это были 1) Империя, 2) Церковь и 3) варвары. Взаимодействие этих трех сил определяло политическую карту поздней античности – раннего средневековья. Одновременно они являются тремя «измерениями», в которых протекают события политической истории следующих двух веков.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 743;