Римские императоры IV в.
Римские императоры, хотя и обладали неограниченной властью, формально не могли передавать ее по наследству. Поэтому официально император избирался армией, римским или (с IV в.) константинопольским сенатом, или императорским советом. Наделение императорской властью рассматривалось как сверхчеловеческое счастье, которое могло достаться любому человеку. Это делало императорский престол открытым для любых удачливых авантюристов, популярных в армии военачальников, ловких политиков. Династии, передававшие престол по наследству от отца к сыну, были редкостью в Римской империи.
В самом начале IV в. императором становится военачальник Диоклетиан (284–305 гг.). Он пытался разделить управление империей между четырьмя императорами – двумя августами и двумя цезарями (младшими соправителями). Но эта система (т. н. тетрархия) быстро рухнула и привела к междоусобной войне между императорами. Победителем в ней вышел император Константин, объединивший в 324 г. империю под одной властью. Тем не менее, после Константина в Римской империи обычно одновременно правило несколько императоров – два, иногда больше. Это диктовалось необходимостью присутствия верховной власти и на Западе и на Востоке империи. Императоры считались как бы братьями-соправителями, представляющими общую высшую власть.
Диоклетиан и Константин(306–337 гг.) реорганизовали аппарат управления Римской империи, создав систему так называемого домината. Константин первым из римских императоров заключил союз с христианской церковью. В 325 г. в городе Никея в Малой Азии все христианские епископы собрались на общий съезд (I Вселенский собор). На Никейском соборе было выработано общепринятое исповедание христианской веры (т. н. никейский символ веры). Хотя христианство при Константине не стало ни единственной, ни главной религией Римской империи, союз Империи и Церкви после Константина окреп и выдвинул христианство на роль государственной религии. Благодарные христианские историки присвоили Константину, жестокому и вероломному человеку, прозвище Великий.
Константин основал императорскую столицу в большом и богатом греческом городе Византий на европейском берегу пролива Босфор (совр. Стамбул). Византий находился вблизи от важной нижнедунайской границы, был хорошо защищен, из него открывалась дорога в восточные провинции и к границе с Персидским царством. В 330 г. император, его двор и чиновники переселились в Византий, и город получил название Новый Рим (Nova Roma). Его жители называли себя по-прежнему византийцами или по-новому ромеями (греч. «римляне»). Неофициально город часто называли Константинополем – «городом Константина».
Константин завещал Римскую империю трем своим сыновьям и двум племянникам. Однако один из сыновей Константина, Констанций II, объявил, что только сыновья императора имеют право на власть. Его солдаты вырезали почти всех родственников Константина. После этого империя была разделена на три части между братьями: Константином II (337–340 гг.), Констанцием II (337–360 гг.) иКонстантом (337–350 гг). Между Константином и Константом разгорелась междоусобная война и Константин погиб. Через десять лет придворные организовали заговор против Константа, убили его и заменили своим ставленником Магненцием. Констанций не потерпел узурпатора, одолел его на войне и в 353 г. вновь объединил Римскую империю под одной властью. Сыновья Константина Великого уже были христианами и покровительствовали христианской церкви.
Констанций назначил цезарем (младшим императором) Юлиана – своего родственника, уцелевшего после резни 337 г. Юлиан был племянником Константина Великого. Он был отправлен Констанцием на войну с алеманнами, прорвавшими на Рейне римскую границу. Констанций надеялся, что Юлиан сгинет на войне. Однако Юлиан одержал несколько побед, стал популярным среди солдат, и те провозгласили его августом – императором с полной властью. Констанций не признал Юлиана соправителем и пошел на него войной, но внезапно заболел и умер.
Юлиан (360–363 гг.) принял власть над Римской империей. Он был воспитан христианскими священниками, но неприязненно относился к христианству и был поклонником философии Платона и древней религии. Юлиан попытался возродить римскую религию и отвратить Римскую империю от христианства. За это он вошел в историю под прозвищем Отступник. Юлиан не стал преследовать христиан, но запретил христианам преподавать в школах и пытался внести раздоры в христианскую церковь. Вместо христианской церкви Юлиан попытался создать единую языческую «церковь». Однако реставрация язычества в Римской империи не имела успеха, а над императором стали насмехаться.
В 363 г. Юлиан отправился в поход против персов. В одной из битв он получил смертельную рану. По словам историка Аммиана Марцеллина, участвовавшего в этом походе, умирая, Юлиан Отступник произнес: «Ты победил, Галилеянин!» (Галилеянин – Иисус Христос).
Сразу после смерти Юлиана придворные и армия объявили императором Иовиана, ничем не примечательного молодого человека из знатной семьи. Иовиан тут же заключил мир с персами на 30 лет, отдав им несколько пограничных римских городов. Через полгода Иовиан скончался по неизвестной причине.
После его смерти в 364 г. императором был провозглашен опытный военачальник Валентиниан(364–375 гг.). Своим соправителем он сделал своего младшего брата Валента(364–378 гг.), во всем послушного старшему брату. Валентиниан взял под свое управление западную часть империи и поселился в Медиолане (Милан), а Валент стал из Константинополя править Востоком. Императоры восстановили союз между государством и христианской церковью. Валентиниан умер в 375 г., передав власть над западной частью империи своему сыну Грациану (375–383 гг.) и его четырехлетнему брату Валентиниану II (375–392 гг.).
В 376 г. император Валент разрешил поселиться во Фракии племенному союзу готов. Готы должны были своими силами охранять нижнедунайскую границу от остальных варваров, а император обязался доставлять им продовольствие. В 378 г. готы восстали против императора из-за нарушений поставок продовольствия. Валент двинул на них армию. В кровопролитной битве при Адранополе римская армия была разгромлена, а Валент погиб. Император Грациан в 379 г. назначил своим соправителем и августом Востока опытного военачальника Феодосия, родом испанца. Император Феодосий (379–395 гг.) через три года сумел умиротворить готов. Он заключил с ними новый договор и предоставил для поселения земли в Иллирике (Югославия).
В 380 г. Феодосий издал указ об обязательном исповедании всеми жителями Римской империи христианства в единой форме. Это вероисповедание было объявлено католическим (греч. «вселенским») и ортодоксальным («православным»). Иное христианское вероисповедание запрещалось. Запрещались любые языческие культы, жертвоприношения, обряды. На Западе второй император, Грациан, ревностный христианин, также объявил войну язычеству. В Риме был погашен вечный огонь на алтаре храма богини Весты, а из здания сената была вынесена статуя богини победы. В 393 г. состоялись последние Олимпийские игры. Римская империя стала христианским государством.
Тем временем в западной части империи узурпатор Магн Максим сверг Грациана, которого убили изменившие ему солдаты (383 г.). Валентиниан II с матерью бежали под защиту Феодосия. Через 5 лет Магн Максим был убит и Валентиниан II вновь стал императором Запада. Через четыре года он пал жертвой придворных интриг, а императором стал крупный чиновник Евгений (392–394 гг.). Феодосий повел войска против узурпатора Евгения, разбил его армию, захватил в плен и казнил. В 394 г. Феодосий вновь объединил Римскую империю под властью одного императора.
Через год Феодосий (Феодосий Великий по христианской традиции) умер. По его завещанию в 395 г. Римская империя была разделена на две части: августом Востока стал его 18-тилетний сын Аркадий, августом Запада – 11-тилетний Гонорий. В разделе Римской империи между братьями-соправителями не было ничего необычного, но впоследствии оказалось, что Западная и Восточная империи просуществовали независимо друг от друга 81 год – до 476 г.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1391;