Религиозный синкретизм и культура императорской эпохи.
Религиозный синкретизм эпохи ранней империи.В начале императорского периода среди римских граждан широко распространился скепсис в отношении традиционной религии. Интерес исповедовать ее пропал в среде не только интеллигенции, но и простого народа. Римская религия оказалась не в состоянии охватить новые территории, не поддававшиеся духовной унификации. Создание многонационального государства было связано с распространением различных культов по всей империи, и мозаика религиозных течений вела к синкретизму – объединению разнородных начал в религии без создания единого, внутренне логичного и гармоничного учения, поскольку основой механического единства являлось только государство, то есть светская власть.
Императоры нуждались в религии для духовного объединения разрозненных областей, проведенного на основе культа гения императора. Гений был божеством, сопутствовавшим и покровительствовавшим мужчинам (в противоположность покровительнице женщин Юноне), символом которого являлась змея. Гении имелись у семьи, города и государства, был гений римского народа, поэтому выдвижение гения римского императора не было из ряда вон выходящим. В руках правителя как представителя божественных сил сосредоточивалась государственная власть, он и его гений являлись символом новой империи, олицетворением римской государственности. Для провинциалов исповедание культа гения императора было проявлением лояльности по отношению к римской администрации, поэтому культ не выражал глубоких религиозных чувств населения и часто отправлялся формально. Строительство храмов, посвященных гению императора, учреждение жреческих коллегий, ведавших культом, многочисленные жертвы, угощения и представления в честь гения не создавали религиозного учения, объединившего народы империи.
В среде интеллигенции, духовной элиты, на первый план вместо религии выдвинулись концепции философской направленности, в частности стоицизм. В Риме его видными последователями являлись Сенека и император династии Антонинов Марк Аврелий (161–180), написавший философский трактат «К самому себе». Сенека был одаренным литератором, учителем Нерона. Заподозренный неблагодарным учеником в заговоре, он покончил с собой.
Стоицизм стал уделом избранных «аристократов духа» и не был широко распространен. Сенека поставил вопрос о религии и нравственности не традиционным для того времени образом: не во что верить, а как жить. Как должен поступать человек в крайних, тяжелых ситуациях? Сенека высказывал идеи, близкие христианским, поэтому христианский апологет Тертуллиан и блаженный Иероним называли Сенеку «своим».
Философ считал, что настоящая жизнь человеческого духа начинается после смерти, поэтому тело – лишь темница души. Существует некий надмирный Разум, и люди являются частью сотворенного им космоса, поэтому в них заложена частица божественного. Высшее предназначение человека – соединиться с божеством через познание. Каждый ради внутреннего усовершенствования должен поставить себя над бренным телом и научиться его умерщвлять через строгий пост, ношение грубой одежды, то есть в условиях, не привычных для аристократов. Человека портит не богатство, а стремление им обладать, алчность – установка души, а не хорошее материальное положение.
Люди стали очень восприимчивы к учениям, связанным с нравственностью. На первый план выдвигалась идея морального обоснования человеческой жизни, поэтому новые религии находили отклик в сердцах многих. Одно из таких учений предлагал последователь новопифагорейской мистики Аполлоний Тианский (ум. в начале II в.). Сложно говорить о влиянии Евангелий на Аполлония, но важно другое – идея необходимости нравственного очищения была в ранней римской империи близка многим, хотя и воплощалась по-разному.
Распространился культ иранского божества Митры, принесенный с Востока легионерами, воевавшими с Парфией. Бог верности и закона упоминался еще в проповеди Зороастра, но посвященные ему мистерии широко распространились лишь в римское время. По преданию, Митра убил быка, воплощавшего первоначальное зло. Митраизм, как и учение Аполлония, имел внешнее сходство с христианством, поскольку в нем содержалось повествование о земном рождении, вознесении и искупительной жертве Митры за человечество, а также о воскресении и бессмертии души.
Благодаря иудейской диаспоре широко распространился иудаизм: евреи, рассеявшись по разным уголкам империи, вместе с собой приносили идею пришествия Мессии, духовного освободителя и спасителя избранного народа. Многие римские граждане и аристократы были близки иудаизму.
Получали популярность и восточные культы, в частности, египетский культ Исиды, с которым увязывалась философская концепция противостояния доброго и злого начал в мире при необходимости обоих элементов для существования космоса. Без зла, изначально существующего в мире, невозможно добро, олицетворяемое Исидой. Эта концепция была подробно изложена писателем Плутархом в трактате «Об Исиде и Осирисе».
Все философские, мистические, религиозные, нравственные течения не имели повсеместного значения, являясь составными элементами атмосферы духовного синкретизма, и не могли отвечать требованиям религии простой и таинственной, общедоступной и общеприемлемой, но самое главное – истинной.
Уровень романизации провинции.В Греции шло медленное слияние римской и греческой культур, но романизация часто носила поверхностный характер, поскольку греки плохо поддавались римскому влиянию и относились к римлянам враждебно. В ответ римские сатирики высмеивали греков. По их произведениям в римскую эпоху о греке сложилось представление, как о трусливом и невежественном человеке. Греки не оставались в долгу, и Лукиан, например, писал, что римляне лишь раз в жизни говорят правду, – когда составляют духовное завещание.
Романизация выразилась в формальных моментах. В Коринфе были введены гладиаторские бои, в надписях упоминался римский календарь. В целом взаимодействие двух культур происходило не в пользу римлян, в отличие от западных провинций, где имел место прямо противоположный процесс. В свою очередь, эллинизация сказалась в употреблении греческого языка наряду с латинским, хотя до конца II в. он по-прежнему оставался языком высших слоев римского общества, а получение греческого образования признавалось престижным. Человек считался образованным, когда умел общаться на греческом и читать греческих авторов.
Греческая литература императорской эпохи.В римскую эпоху были крупные греческие писатели, среди которых ярко выделился Плутарх (46 – после 119). Из произведений Плутарха сохранилась лишь треть написанного. Наибольшую известность получили Параллельные жизнеописания:сравнительные биографии великих греков и римлян. Плутарх интерпретировал жизнь человека в дидактическом ключе с целью назидания читателя. Он много внимания уделял изучению и возвеличиванию добродетели. С другой стороны, Плутарх был гениальным мастером биографического жанра, не превзойденным ни в античности, ни в эпоху средних веков, создавшим яркие живые образы великих деятелей. У Плутарха существовали трактаты по религии, литературе, философии, истории и медицине.
Лукиан из Самосаты (120–190) был греческим сатириком, родившимся в Малой Азии. Он приобрел известность благодаря памфлетам и сатирам, написанным в малопопулярном для того времени жанре диалога. В его произведениях осмеивались традиционные религиозные культы, но в число первых атеистов сатирика включить сложно, поскольку атеизма как такового еще не существовало. Лукиан, скорее, был «антиклерикалом», высмеивавшим не сущность религии, а ее форму, искаженное восприятие и почитание богов. Творчество сатирика отражало духовную ситуацию в высших слоях греко-римского общества, в котором распространилось безразличие, а еще чаще пренебрежение и формальное отношение к религиозным культам.
Лукиан наряду с Тацитом и Плинием Младшим одним из первых языческих авторов упоминал о христианах. В произведении «О смерти Перегрина» он повествовал об обманщике, вошедшем в доверие к христианам, который стал чуть ли не учителем и, претерпев гонение, был заключен в тюрьму, где его посещали члены общины.
Последним крупным историком античностистал грек Дион Кассий (ок. 160–235), происходивший из Вифинии и одно время являвшийся консулом и сенатором. Он, как и Ливий, создал историю Рима от основания города, доведя ее до 229 года. Свой труд, который даже в неполном виде превратился в основной источник по истории ранней империи, он писал по-гречески.
После II в. греческий язык утратил ведущие позиции в среде интеллектуалов и постепенно начал забываться. Даже просвещенные люди IV–V вв. греческий уже знали не всегда, в чем, например, признавался блж. Августин, который не был невежественным. Возникла необходимость перевода многих греческих произведений на латинский.Благодаря переводам до нас дошел ряд трудов, в подлинниках не сохранившихся (например, известный трактат св. Иринея Лионского «О ересях»).
С другой стороны, сами греки писали на латинском. В IV в. историк Аммиан Марцеллин составил историю походов императора Юлиана Отступника. Будучи романизированным греком, он писал ее по-латински из расчета на римских читателей, однако его поздняя латынь изобиловала оборотами, свойственными только греческому языку.
В греческой литературе императорского времени, кроме того, появился новый жанр, вызванный необходимостью: произведения с подробным описанием греческих памятников искусства, которые в больших количествах вывозились с Балканского полуострова. Наибольшую известность получил труд Павсания «Описание Эллады».
41. Кризис Римской империи в III в. Установление домината. Правление императора Диоклетиана.
Кризис империи в III в. В III в. Римская империя переживала тяжелый политический, социальный и экономический кризис. В политической сфере он выразился в частой смене императоров,правивших по несколько лет, если не месяцев; многие из них не были коренными римлянами. От Рима периодически отпадали провинции, наместники которых считали себя новыми Августами. Власть либо становилась предметом денежного торга, либо достигалась путем физического насилия. Армия практически вышла из-под контроля: осознав себя как социальную силу, солдаты возводили на престол тех, кто обещал выполнить их непомерные требования. Империя фактически распадалась.
С другой стороны, шло угасание городской культуры. Исчезало сословие обеспеченных горожан, жизненно необходимое для городского устройства. В упадок пришло городское производство и торговля, размеры полисов сокращались, о чем свидетельствуют и археологические данные. Денежная система разрушалась. Теперь центр экономической деятельности переместился в сельскую местность, произошла натурализация хозяйства при резком социальном расслоении. На фоне обнищания множества горожан выделилось сословие крупных землевладельцев, магнатов, обладавших огромными земельными наделами, латифундиями,и нанимавших для их обработки экономически зависимых, но лично свободных работников, колонов. Колон получал жилье, участок земли и необходимые орудия производства, за что выплачивал магнату часть урожая. Магнаты обносили свои поместья стенами, строили в них роскошные виллы, устраивали ярмарки, набирали вооруженную охрану, добивались освобождения своих владений от государственных налогов. Такого рода поместья становились новыми центрами социальной жизни, подготавливавшими переход к феодальным отношениям эпохи средневековья.
С другой стороны, к III в., едва успев оформиться, практически выдохлась национальная культура и римский народ как таковой исчез. Космополитизм превратился в неотъемлемую часть мировоззрения граждан, поскольку синкретизм раннеимператорской эпохи не заложил основ гражданского единения жителей империи. Государство пожирало самое себя.
Реформы Диоклетиана (284–305).Кутерьма на престоле прекратилась с приходом Диоклетиана в 284 г., последнего императора-реформатора, правившего до 305 г. Он был сыном вольноотпущенника, дослужившимся до высших армейских чинов, то есть, как и его предшественники, являлся выдвиженцем из военной среды. С его именем связано начало нового этапа в истории Римской империи – домината (от слова dominus – хозяин), когда император отбросил последние внешние остатки республиканской системы и полностью сосредоточил в своих руках государственную власть. Диоклетиан провел ряд реформ.
Административные преобразования свелись к тому, что отныне империя разбивалась на четыре части: две крупные – Восточную (столица Никомедия) и Западную(столица Медиолан), каждая из которых делилась пополам. Так возникла тетрархия, правление четырех человек. Диоклетиан, оставаясь на западе государства, назначил правителя в Восточной части империи – Максимиана. Оба, в свою очередь, выбрали соправителей, каждый в своей области. Создание тетрархии, с одной стороны, являлось формальным актом, так как никакого равенства властителей не было, поскольку всеми делами заправлял Диоклетиан. С другой стороны, рассредоточение власти было необходимо, так как империя давно из центра не управлялась, настолько огромной и беспокойной она была.
Создание тетрархий привело к разукрупнению провинций и сокращению их территорий. Административная реформа была направлена на то, чтобы абсолютизм сочетался с управлением на местах. Империя дробилась на сто провинций, и Рим являлся 101-й. В этом выразилось сочетание абсолютизма и военно-административной системы. Новые провинции не совпадали с границами этно-исторических областей. Во главе каждой стоял ректор, несколько провинций составляли диоцез, управлявшийся викарием. Сенат превращался в городской совет Рима, утратив ведущее положение в общегосударственных делах. Диоклетиан не признал принципа наследственности власти и, согласно собственному решению, обязывался через двадцать лет сложить с себя полномочия императора и передать власть назначенному преемнику. То же обещали сделать и соправители.
Денежная реформа Диоклетиану не удалась.Финансовый кризис по-прежнему был связан с падением стоимости денег и чеканкой монет, стоимость которых не отвечала золотому запасу государства.Диоклетиан попытался исправить ситуацию и стал с 286 г. выпускать полноценные серебряные и золотые монеты, быстро исчезнувшие из обращения. Поэтому император вернулся к чеканке прежних монет, не отвечавших своей стоимости из-за добавок низкопробных металлов.
Налоговая реформа находилась в тесной связи с неудачей в области финансов. Деньги перестали играть значительную роль в экономике, и налоги собирались натурой: продуктами или изделиями ремесленного производства. Основой налогообложения (капитации) стали земля и работники – система, заимствованная из Египта, согласно которой работники прикреплялись к земельным участкам.
Для составления равномерной раскладки между налогоплательщиками Диоклетиан в 289–290гг. провел перепись населения. Получил широкое распространение вышеупомянутый вид экономических отношений между владельцами и пользователями земли – колонат. Колоны, арендуя земельные участки, фактически лишались права их покидать.
Диоклетиан пытался исправить экономическую ситуацию принудительными мерами и в 301 г. издал «Эдикт о твердых ценах и заработной плате». Цены росли, а оплата труда не повышалась и чтобы ликвидировать этот разрыв, император повсеместно ввел одинаковые цены, рассчитывая на поддерживаемое государством производство. Однако подобная политика не принесла положительных результатов, потому что хлеб в Египте стоил одну сумму, а в Германии – другую. Реализация постановления проводилась жестокими мерами, когда прямо на рынках возводились эшафоты и спекулянты оказывались на них сразу после совершенной сделки. Эдикт не имел далеко идущих последствий, поскольку не был экономически обоснован, равно как и приводился в действие не экономическими методами.
Диоклетиан провел военную реформу. Были созданы подвижные маневренные войска, расквартированные в различных городах. Набор в армию производился принудительным образом, поскольку добровольцев оказывалось недостаточно, и землевладельцы обязывались поставлять солдат из числа колонов. Военная служба в глазах жителей империи окончательно утратила привилегированный статус. Войска пополнялись за счет варваров, в связи с чем шла постепенная варваризацияармии, сыгравшая свою роль в падении римского государства.
При Диоклетиане имело место одно из последних крупных и жестоких гонений на христиан. В 303 г. император издал эдикт против них, а вслед за ним – еще три. Гонение выразилось в проведении многочисленных казней отказавшихся подписать акт о принесении жертв гению императора, в запрете богослужений, сожжении канонических книг, в конфискации имущества, которым Церковь обладала незаконно, поскольку не была признана государством.
В 305 г. Диоклетиан и Максимиан, как и обещали, торжественно передали власть преемникам и отправились на покой. Диоклетиан поселился в Салоне (современный Сплит, Югославия), где воздвиг себе роскошный дворец и возвратился к мирным делам. В 313 г. он покончил с собой из страха перед возможной казнью, так как ему неожиданно пришло извещение прибыть ко двору нового императора.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1447;