Взаимоотношения римского государства и раннехристианской Церкви.
Взаимоотношения христианства с римским государством в первые три века выразились в основном в гонениях.
Проповедь христианской веры была очень успешной, по крайней мере, в пределах огромной Римской державы. В самом Риме была очень большая еврейская община, поэтому и Церковь христианская, которая обычно появлялась там, где существовала еврейская община, очень рано появилась и в Риме. Но затем скоро выяснилось, что и иудеи, и язычники видят в христианстве «угрозу своим национальным традициям».
Римское правительство сначала не отличало христиан от иудеев. К ним применялись одинаковые законы. В дальнейшем правительство различало религии покоренных народов: «дозволенные и недозволенные». Для римлян критерием истинности религии являлась ее давность, в силу чего христианство воспринималось как ересь, выделившуюся из иудаизма. «Новая религия», к тому же не национальная, не могла быть одобрена римскими гражданами.
Христианство признавалось недозволенным. Его быстрое распространение считали опасным для национальной веры – язычества, потому что «в отличие от либеральных доктрин новейших времен, Рим не рассматривал религию, как частное дело граждан, для римлян она была государственным делом».
Языческое общество, в особенности простой народ, считали христиан безбожниками за их уклонение от языческих увеселений и зрелищ. Более злонамеренные язычники стали приписывать христианам самые гнусные преступления, вплоть до обвинений их в том, что они умерщвляют младенцев, питаясь их телом и кровью. Их считали людьми самой позорной жизни и человеконенавистниками. «Ненависть к христианству объясняется совершенно естественной ненавистью толпы ко всему духовно значимому, ко всему из ряда вон выходящему».
Языческий мир к моменту появления христианской Церкви был в состоянии кризиса и разложения, это был духовно угасающий мир,в то время как Церковь была полна духовного горения, самой сильной жизненной энергии. «Естественно, что первые христиане резко выделялись на фоне языческого общества, и сами бывали вынуждены рвать связи, которые их с этим обществом соединяли».
Обычно власти обвиняли христиан в нарушении закона об оскорблении царского достоинства:«если христианин считает религию Олимпа ложной религией, а именно, богам Олимпа поклоняется император, значит, христианин считает императора демонопоклонником. Кроме того, христиане имели дерзость не верить в божественность императорской генеалогии (Цезарь производил свой род прямо от Венеры)». Непризнание императора богом, отказ в принесении ему жертв и поклонении его изображению породили подозрение к христианам в измене. «Христианами становились бывшие язычники, которые еще вчера почитали богов и возносили почести государственному культу, но затем принимали веру Христову и переставали посещать языческие капища, и это рассматривалось как большая политическая опасность». Подозревалась принадлежность христиан к тайному обществу заговорщиков, которые под покровом религиозных стремлений замышляют ниспровергнуть существующий порядок. Начались жестокие гонения, продолжавшиеся в течение трех веков.
До имп. Нерона (55-68)преследования были частные и случайные. Первое настоящее гонение началось при нем. Нерон сжег более половины Рима, обвинив при этом христиан в поджоге. А так как о «христианах сложилось уже мнение как о людях самой позорной жизни и человеконенавистниках, то народ без труда поверил такой клевете, и как правительство, так и народ начали преследовать христиан».
Три века – с середины первого века христианской эры и до середины ее четвертого века – христианство было гонимо Империей. Но страшные гонения не смогли сломить христианскую Церковь, потому что «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 38-39). Кровь мучеников действительно стала семенем Церкви.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 2600;