Культура Рима в период Республики и Ранней империи.

В эпоху Поздней республики (II-I вв. до Р.Х.) началась романизация провинций, а также эллинизация самого Рима и всего римского общества, поскольку после подчинения Греции в середине II в. в Рим начался приток «сливок» греческого общества: художников, философов, учителей и риторов. Римляне признавали более высокий уровень греческой культуры, поэтому ее представители вошли во многие интеллигентские кружки, а греческим языком пользовалось высшее римское общество, что изредка приводило к злоупотреблениям, когда греческая культура за счет уничижения национальной абсолютизировалась и выдвигалась как предельно совершенная. Впрочем, именно в эпоху поздней республики родились национальная римская литература, театр, историография; были разработаны каноны оформившегося к рубежу веков литературного латинского языка, то есть восприятие греческих традиций происходило на национальной основе.

С другой стороны, эллинизация часто носила поверхностный характер, поскольку римляне усваивали не лучшие традиции эллинистической цивилизации, а связанные, в первую очередь, с увлечением роскошью. В Риме воздвигались огромные безвкусные виллы, устраивались баснословные пиры, ценились деликатесы (например, паштет из соловьиных язычков) и т. д.

Необузданное стремление к роскоши во все времена приводило людей к огромным долгам и порче нравов. Идеал неприхотливой простой жизни постепенно приходил в забвение. Процветало воровство, взяточничество и злоупотребление властью. Безземельные граждане в Риме требовали «хлеба и зрелищ». С начала II в. до Р.Х. в обычай входят звериные травли.Ради остроты зрелища зверей стравливали между собой, заставляли драться с людьми. Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские бои устраивались в этрусских городах еще в VI в. до Р.Х. От этрусков они перешли в Рим. Впервые в 264 г. до Р.Х. в Риме был устроен бой гладиаторов, но в течение последующих полутора столетий гладиаторские игры носили характер частного представления и устраивались на поминках знатных людей (они назывались погребальными играми). Но постепенно популярность гладиаторских боев растет. В 105 г. до Р.Х. они были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты. Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица. Самое удивительное, что в гладиаторских играх усматривали воспитательное значение.

Драматургия.Римляне осознали, что греческая литература неизмеримо выше их собственной и превзойти ее достаточно сложно, поэтому выдвинулись авторы, которые переделывали греческие произведения на римский манер, чем, в частности, характеризовалось творчество комедиографов Плавта и Теренция.

Плавт (250–184) стал родоначальником римской комедии паллиаты (паллиум – актерский плащ). Основные персонажи комедий, будучи римлянами, оказывались в условиях Греции, и тогда происходило столкновение греческих и римских реалий, создававших комические ситуации.

Линию Плавта развил его младший современник, в чем-то более одаренный вольноотпущенник Теренций (195–159). Большую роль в комедиях Теренция играли вводные «Прологи», в которых шла полемика с соперниками. «Прологи» можно рассматривать как пример ранней литературной критики.

Поэзия и риторика.В период поздней республики появился такой крупный поэт, как Лукреций (98–54), создавший эпохальное произведение «О природе вещей», в котором изложил материалистическое учение Эпикура о мире, состоящем из атомов. С этих позиций поэт описывал историю человечества, культуры и религии. Своеобразие трактата состояло в сочетании и слиянии научных и художественных принципов.

Юлий Цезарь провел реформу календаря. В Риме, как в Греции и многих восточных странах, календарь был лунным. До Юлия Цезаря в календаре царила неразбериха, явившаяся одной из причин отсутствия абсолютной хронологии для римской истории.

Цезарь с 45 г. до Р. Х. ввел солнечный календарь, уже существовавший в Египте, и ликвидировал разницу между астрономическим и римским календарями (67 дней). Новый календарь стал называться юлианским.

В эпоху поздней республики родился популярный позднее жанр сатиры, представлявшей собой соединение смешного и серьезного начал в одном произведении, переплетение стихов и прозы, высокого и низкого стилей. Авторы активно привлекали народные басни, анекдоты, притчи и т. д. Первые произведения такого рода стали писать Энний и Луцилий (II в. до Р. Х.).

В позднюю республику совершенствовалась риторика,наука о законах красноречия, чему способствовали и многочисленные политические столкновения, приводившие к судебным процессам. В риторике выделились два направления: аттицизм и азианизм.

Первое течение возникло из ориентации на аттическую литературную традицию,разработанную Дионисием Галикарнасским, выражавшим мысли в четкой, краткой и ясной форме. Наиболее ярким представителем аттического направления в латинской литературе был Юлий Цезарь, занимавшийся, помимо политики, литературными опытами, которые свелись к описанию многочисленных войн. Хрестоматийную известность получили «Записки о галльской войне».








Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1183;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.