АНТИЧНОСТЬ. АЛАБАСТР,сосуд из алебастра с орнаментом,
АЛАБАСТР,сосуд из алебастра с орнаментом, имеющий продолговатую, закругленную книзу форму, плоское горло и ушко, за которое его подвешивали. Изготовлялись также из стекла, металла и обожженной глины.
Внутренний вид амфитеатра в Помпеях. 80-е гг. до н. э.
I
Н^',!"'*"*'
Щ^Ьь
I ■■'
Коринфский алабастр из Танагры. Конец VII в. до н. э.
Травля зверей (бестиарии) в римском Колизее. Реконструкция
АЛТАРЬ МИРА АВГУСТА(лат. Ага Рааз Аи§из1;ае), мемориальное сооружение, возведенное на Марсовом поле в Риме. А. м. А. окружен стеной, на внешней стороне которой, над фризом с орнаментом в виде вьющихся растений, расположены рельефные изображения на мифологические темы (рельеф Теллуры), а также изображение процессии, направляющейся на закладку фундамента А. м. А. Внутренняя сторона украшена фризом из гирлянд. Решение о строительстве А. м. А. было принято сенатом в XIII в. до н. э. после победоносного возвращения императора Августа из Галлии и Испании.
АМФИТЕАТР(от греч. атрЫШеатгоп), в Древнем Риме монументальное сооружение для грандиозных по масштабам публичных зрелищ — боев гладиаторов, травли диких зверей, массовых театрализованных представлений. А. — обширная, эл-
липсовидная в плане постройка с ареной посередине. Вокруг арены повышающимися уступами располагались места для зрителей. Конструктивную основу А. составляла сложная система арок и столбов, между которыми находились сводчатые галереи, служившие своеобразным фойе, а также лестницы, ведшие на верхние ярусы. Под ареной размещались клетки для зверей, сценические машины и помещения для гладиаторов. Здесь же находился сполиарий — наглухо закрывающееся помещение для трупов. От центральной галереи-туннеля под ареной, идущей по продольной оси А., разветвлялись боковые проходы. В центре, напротив входа, обычно располагалась почетная ложа, которая в высоту могла занимать до двух ярусов. Для безопасности арена отделялась от зрителей стеной высотой 1-2 м, иногда покрытой росписями.
Верхние ряды были бесплатными; женщинам после соответствующего указа императора Авгус-
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Амфора
та разрешалось сидеть только в маленьких ложах, расположенных над верхним ярусом. Для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от дождя над трибунами натягивался тент, о чем специально сообщалось в афишах такого рода: «20 пар гладиаторов Лукреция Сатрия, непременного флами-на Нерона, сына императора, и 10 пар гладиаторов его сына, Лукреция Валента, будут биться в Помпеях с 6-го по 3-й день до апрельских ид; большая звериная травля, тент. Писал Эмилий Це-лер, один, при лунном свете».
До настоящего времени сохранились А. в Помпеях, Вероне и других городах римских провинций. Наиболее внушительным из сохранившихся памятников является римский Колизей (А. Флавиев). Особенно много А. строилось в городах римской Африки (их сохранилось тридцать шесть), поскольку римское население там составляли главным образом войска, воспитанные на зрелищах гладиаторских боев. Больше всего А. сохранилось в провинциях Проконсульская Африка и Нумидия; А. в г. Сабрате по площади равнялся двум третям Колизея.
Наружная сторона А. обычно украшалась мощными аркадами и колоннами или полуколоннами, не нарушающими простоты и строгости архитектурного облика здания. В аркадах второго и третьего ярусов размещались статуи; в Колизее верхний ярус был убран золочеными щитами.
Необычен А. в Помпеях: его конструкция сильно отличается от А. более позднего времени, в том числе Колизея. Сооружение, вмещающее 20 тысяч зрителей, кажется невысоким, но со зрительских мест видно, что его арена находится на дне огромной выкопанной в земле овальной чаши. На надземные сводчатые конструкции опираются только два последних ряда. Зрители проходили в первые ряды по подземным сводчатым коридорам, причем подземные помещения были перегорожены на два изолированных рукава — северный и южный — для того, чтобы зрители не переходили из одной половины в другую. Архитектурный облик А., как и многих других монументальных сооружений, был связан с задачей восславления доблести и величия империи и ее правителей.
АМФОРА(лат. атрпога, от греч. атрпогеш), глиняный (реже металлический) сосуд овальной формы, суживающийся книзу, с узким горлом и двумя ручками. А. служили для хранения и транспортировки вина, масла, круп. А. использовались также как урны при захоронении и голосовании. Иногда А. являлись пиршественными вазами. Специально изготовленные А. служили наградой на Панафинейских играх: они нарядно расписыва-
Чернофигурная амфора победителя Панафиней, со сценой состязаний. Ок. 500 г. до н. э.
Краснофигурная амфора с изображением Диониса и менад. Ок. 500 г. до н. э.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1694;