ДРЕВНИЙ ВОСТОК. жала шумеро-аккадским ученым и мастерам, а в дальнейшем — вавилонянам
жала шумеро-аккадским ученым и мастерам, а в дальнейшем — вавилонянам. С основами вавилонской науки были знакомы и народы соседних областей: эламиты, хурриты, хетты, финикийцы. Их культуры находились в постоянном контакте с В.-а. к., взаимодействуя с нею и нередко на нее влияя. Вклад ассирийцев в вавилонскую науку не был значительным, однако большинство научных сочинений дошло до нас из ассирийских библиотек XII-VII вв. до н. э. Некоторые достижения В.-а. к. были восприняты древнегреческой наукой.
Централизующую роль в становлении В.-а. к. играла разветвленная и стройная мифологическая система (на основе которой формировались местные религиозные культы), а также свод теоретических и практических сведений о языке. Именно списки знаков письма стали первыми в Древнем Двуречье сочинениями научного характера. Перечни пиктографических (рисуночных), а затем клинописных знаков и терминов были впервые составлены ок. 3000 г. до н. э. Позднее, с вытеснением шумерского языка из бытового употребления и с переходом на аккадский, стали создаваться пособия для изучения шумерского языка как «ученого», языка религии и науки, аналогичного по роли ученой латыни в культуре западного Средневековья. Средоточием науки были в Древней Месопотамии т. н. э-дубба, т. е. светские школы-академии, готовившие писцов (видимо, имелись также и храмовые школы). Должность писца считалась чрезвычайно почетной (в соответствии с уровнем эрудиции и со специализацией различалось ок. двадцати видов писцов), что и объясняет обилие изображений их в месопотамских памятниках искусства.
Наряду с обширной устной литературой (стихотворные эпические сказания, плачи, дидактические и обрядовые сочинения) важнейшее место в В-а. к. занимают пластические искусства. Древнейший этап ее развития — т. н. додинастический период :лумерской культуры, связанный с такими значи--льными явлениями, как локальная культура ■'рука, Убайда (Эль-Обейда), Джемдет-Наср и др. династическую эпоху (начало III тыс. до н. э.) искусстве усиливаются черты каноничности, :данной условности почти во всех видах искус-что не мешает шумерским мастерам созда-;:сключительные по своеобразию и изяществу зведения (см. Ура памятники). Особая роль т период принадлежит храмовому зодчеству, очень быстро обретает в В.-а. к. собствен-уникальный облик. Периоды владычества ак-■;я династий и династий Ура завершают шуме-■ гадский этап В.-а. к., по окончании которого .-- :-:тво переходит к Вавилону (XVIII в. до н. а).
Алебастровая голова из Мари. XXVIII в. до н. э.
Золотая статуэтка среднеэламского времени. Сузы. ХШ-ХИ вв. до н. э.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 626;