ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА.
«Гизехские головы»
Зиккурат в Чога-Замбиле. XIII в. до н. э.
От периода возвышения этого легендарного города сохранилось мало памятников; наиболее значительные из них — диоритовая стела со сводом законов царя Хаммурапи и росписи дворца правителя Зимри-лима в Мари с многоцветными мифологическими сценами на стенах, напоминающими древнеегипетские росписи. Заметные новшества появляются и в строительстве зиккуратов, примером чего может служить пятиступенчатый зиккурат религиозного центра Элама Дур-Унташа (ныне Чога-Замбиль), гораздо более сложный в плане детализации, чем шумерские храмы. Он включает в себя арки, сводчатые помещения, сложные переходы и явно несет следы воздействия дворцового зодчества (XIII в. до н. а). Круглая скульптура выполняется главным образом из алебастра и отличается несколько стилизованной выразительностью, в которой заметно стремление к передаче жизненно достоверных деталей.
Очередной этап в развитии В.-а. к. связан с возвышением Ассирии, искусство которой складывается во П тыс. до н. э. под воздействием культур Аккада и древнего племени хеттов (рельефы дворца в Кар-Тукульти-Нинурта, XIII в. до н. э.). Искусство Ассирии резко выделяется из всего исторического комплекса В.-а. к. благодаря обилию военной и триумфальной тематики в его памятниках. Особая область ассирийской культуры — дворцовое зодчество, в котором объединились принципы светской и храмовой архитектуры Двуречья. Величие ассирийских архитектурных памятников во многом обеспечивается и их развитым декором, среди сохранившихся образцов которого имеются монумен-
тальные росписи и полихромные декоративные панно, украшавшие дворцовые стены и ворота. Расцвета в эту эпоху достигает также круглая двор-цово-храмовая скульптура (статуя Ашшурнасирпа-ла), глиптика, резьба. Своеобразие ассирийского искусства обеспечивается необычайно интенсивным взаимодействием в ходе его становления черт многочисленных исторических культур разных народов. Падение Ассирии оборвало историю ее своеобразного искусства, одного из ярчайших в В.-а к
В конце VII в. до н. э. кратковременный расцвет вновь переживает искусство Вавилона (т. н. нововавилонский период). Выдающимися памятниками этой эпохи являются дворец Навуходоносора II и храмовый комплекс Эсагила. После завоевания Вавилона Ахеменидами (539 г. до н. э.) и его вхождения в государство Селевкидов В.-а. к. испытывает влияние персидского, а позднее эллинистического искусства. В свою очередь, позднее вавилонское искусство и некоторые общие принципы В.-а. к. воздействовали на становление культуры Ирана и Парфии.
Литература:
Крамер С. Н. История начинается в Шумере: Пер. с англ. М., 1968.
Матье М. Э., Афанасьева В. К., Дьяконов И. М., Луконин В. Г. Искусство Древнего Востока: Памятники мирового искусства. М., 1968. Сер. 1. Вып. 2.
Скульптурная голова из Гизы. XXVII в. до н. э. |
«ГИЗЕХСКИЕ ГОЛОВЫ»,группа скульптурных памятников, найденных в некрополе Гизы и относящихся к периоду правления IV династии фа-
Гудеа
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1131;