Ни одно утверждение нельзя назвать логичным само по себе. Логичным или нелогичным может быть только рассуждение, выводящее одно утверждение из другого.
«Школьник не может быть министром, логично?»
Вообще говоря, нет. Логика здесь ни при чем. Мы согласились с утверждением, потому что посчитали его естественным, разумеющимся само собой. А логичным может быть только рассуждение. «На министерские должности назначаются только взрослые люди. Следовательно, школьник не может быть министром» – вот это уже логично.
Скажете – это буквоедство и крючкотворство? А как Вам такое утверждение: «Жизнь не может быть бессмысленной, логично?»
Как бы Вы ответили на этот вопрос? Религиозный и мечтательный Иван Иванов убежден, что в жизни всенепременно есть смысл, подросток-нигилист Петя Петечкин утверждает с пеной у рта, что никакого смысла нет и быть не может, а осторожный агностик Вася Васильев всегда говорит, что, возможно, он и есть, но ему он неизвестен. Что они ответят? Один – «да, логично», другой – «нет, ни фига не логично», а третий – «может быть, может быть?..» Три ответа – три логики?
Из чего следует, что смысл есть? Из чего следует, что его нет? Вот какой встречный вопрос нужно задать, чтобы разговор имел отношение к логике.
Нам многое представляется несомненным. То, в чем мы убедились на опыте. То, что нам в детстве внушили родители. Иногда то, чего мы очень хотим. Мы о многом можем сказать «разумеется». Но то, что разумеется одному, не всегда разумеется другому. «Что такое счастье – каждый из них понимал по- своему». А логика – одна на всех, в этом и есть ее сила.
Откуда вообще взялся стереотип «логично = естественно»? Из обыденной жизни. Вспомните пример со школьником, который не может быть министром. Все или почти все, что логически выводится из обыденных фактов, выглядит естественно. Но это не значит, что все, что для кого-то (а даже и для всех) выглядит естественно, логически выводится из чего бы то ни было. Мы часто путаем логику и «здравый смысл». «Здравый смысл» – это и есть то, что для всех (ну или почти для всех) выглядит несомненным и естественным. А логика, повторим, это система правил, по которым из одних утверждений выводятся другие утверждения. Логично все, что в рамках этих правил. Логика не обязана представляться естественной. Она никому, кроме самой себя, ничего не обязана.
Откуда в нашем разуме взялась логика и почему она чаще всего совпадает со «здравым смыслом» (благодаря чему их и путают) – предмет философских дискуссий уже немалое количество веков. Но точно известны области, где логика со «здравым смыслом» не просто не совпадает, а дерется яростно. Это, например, математика бесконечных множеств. Логически доказано, что, если шар разрезать на бесконечное число частей, из них можно сложить два шара того же радиуса. «Здравый смысл» формировался в обыденном мире, где ничего нельзя разрезать бесконечно и вообще нет ничего бесконечного. Поэтому он здесь служить отказывается. Другой вопрос, не в той ли самой среде формировалась логика и имеем ли мы право применять ее к бесконечности, но это другая история.
Повторим: логика – это особая система правил, по которым из одних утверждений выводятся другие утверждения. Логично любое рассуждение, удовлетворяющее этой системе правил. В частности, у каждого утверждения должна быть посылка, из которого оно выводится. «Естественно», «как же иначе» и «мамой клянусь» к логике отношения не имеют.
Один знакомый автору студент-теолог (возможно, еще не проходивший положенного им по программе курса «Логика и теория аргументации») о физических законах сказал: «Если есть закон, значит, его кто-то установил, логично?» – и взгляд сей был взглядом победителя. Когда же автор попросил указать, из какой посылки и каким образом следует логический вывод, что все законы кем-то установлены – казалось, это было заявлением, что дважды два пять и полбегемота впридачу. Такова была плотность молчания.
Да, креационисту кажется чем-то противоестественным, чтобы царящий в физическом мире восхитительный Порядок не был установлен ничьим разумом, был присущ мертвым, неразумным вещам самим по себе. Автору же, да простят его креационисты, противоестественной кажется мысль, будто мировой Порядок нуждается в том, чтобы его придумали и установили. Будто бесконечный, неисчерпаемый, пронизанный гармониями и симметриями Мир есть подобие механической игрушки, которую нужно было собрать и завести.
Но и то и другое ощущение есть именно ощущение, и неважно, сколь сильное. Ощущение не может быть логичным. Чтобы воскликнуть «логично!», нужно узреть посылку и рассуждение, сделанное согласно правилам логики. Помните: посылка есть у каждого вывода, иначе это не вывод вообще. Обычно люди не упоминают о своих посылках – заставьте их сделать это. Пусть они скажут Вам, из чего следуют их выводы. Часто люди совершенно искренне обманывают себя, подкрепляя заклинанием «логично» (а у этого слова ого-го какой авторитет!) то, во что им просто хочется верить. А иногда они не верят, но им очень хочется, чтобы поверили вы.
Не позволяйте себя обманывать.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1575;