Личная религиозность императрицы Анны Иоанновны и отношение к Церкви ее правительства. Процессы против архиереев во время правления Анны Иоанновны.

Все правительства ХVIII века, как ни менялись их тенденции, неизменно ссылались на принципы Петровской реформы церкви и во имя ее вводили все свои изменения. В правление Анны, произошел спор о сменяемости членов синода (Феофан и сенат были за, члены синода против). В итоге вопрос остался без решения, но в его ходе стало ясно, что как и сенат синод подчиняется трем кабинет-министрам (верховникам), многие положения духовного регламента нарушались, особенно по кадровым вопросам: синод имел власть предлагать на усмотрение императора двух кандидатов на архиерейство, вопреки ему синод давал список лиц, потом из Кабинета министров спускался указ о хиротонии во епископы; архимандритов по дух. регламенту синод назначал сам, теперь – кабинет. С изъятием из ведомства синода в 1738 г. Коллегии Экономии он лишился всяких своих сумм, стал голым, бюрократическим учреждением, которое могло содержаться только жалованьем из общей государственной казны. Положение, помимо материальной стороны, было несомненно унизительное. В течение Аннинского десятилетия в 1730-1740 гг. обер-прокурора в Синоде, как и в Сенате генерал-прокурора, не было, в виду их отмены.

Управление церковью зависело прямо от лиц диктаторов, именовавшихся тогда временщиками. Синод был полностью устранен от судебных дел он д.б. только лишать по решению правительства монашеского звания. Все тяжести времени и многообразные жестокости в церковной среде, быте и повинностях духовенства приписывались Бирону, как гонителю православия (фактический муж Анны Иоанновны). Но непосредственно управлял церковными делами граф Остерман. Он был фанатическим приверженцем Петровской церковной реформы, которая имела много чуждого и острого для русского православного быта. И вот немец-протестант Остерман этого искренно не понимал и действовал с настойчивостью методически-жестокими мерами. Проводились они со ссылками на Петровские законы и указы. Сама императрица Анна была воспитана в духе традиционного культового благочестия и была по своему набожна. Но верила в спасительность законов Петра и доверяла искусству немцев правителей. При ней: 1) Закрывались монастыри и отбиралось в казну их имущество; 2) Вылавливались среди духовенства люди «праздные и для государства нужные»; 3) Сжимался штатный, узаконенный состав семейств и родственников духовенства, с принудительной рассылкой по различным школам и сдачей «излишков» в военную службу. Карались за неисправность не только духовные лица, но и архиерейские персоны. Наступила полоса заключений в тюрьмы духовенства и епископов. Это был методический государственный террор. А при терроре соблазнялись предавать друг друга и сами члены духовенства. Нормальная фискальная функция правительства превратилась в какую-то жестокую «продразверстку». Феофан (Прокопович) должен быть поставлен рядом с Остерманом, как его помощник. Он связал свою судьбу с судьбой этого немецкого царствования, с тайной канцелярией и генералом Ушаковым и был вместе с ними «временщиком». Параллельно с бироновщиной в церкви была феофановщина. Он выдвигал политические обвинения против своих противников.

Митр. Коломенский Игнатий (Смола) и митр. Ростовский Георгий (Дашкова) (оба члены синода), архиеп. Воронежский Лев (Юрлов) обвинили в том, что они поминали бабку Петра II не с тем именем, как она была пострижена (Елена), а с именем Евдокия, в чем усматривается политический умысел: сделать ее законной преемницей императрицы Анны. Киевский архиепископ Варлаам (Вонатович) не отслужил торжественный молебен по случаю восшествия на престол новой императрицы. Он так же был лишен сана и сослан в монастырь монахом. Такого рода обвинения ведут к тому, что многие иерархи удаляются со своих кафедр. Особенно жестоко пострадал Тверской архиепископ Феофилакт Лопатинский, давний противник Феофана. Во время царствования Петра II архиепископ Феофилакт издал сочинение против протестантизма, написанное Стефаном Яворским («Камень веры»). В этом произведении есть следы католического влияния, но в целом это сильно написанная и достаточно ясная для народа книга. Но издание «Камня веры» представляется в виде намерения внести раскол, политическую смуту в русское общество, и книга снова запрещается. Тем не менее сразу добиться осуждения Феофилакта не удается, но начинает действовать Тайная канцелярия, куда направляются всякие доносы, и в 1735 г. арестовываются близкие к Феофилакту духовные люди, которые под пыткой возводят на него наветы во всевозможных политических грехах и неблагонадежности. Затем арестовывают и жестоко пытают самого Феофилакта. Он находится в тюрьме три года, хотя от него так и не добились признания вины. Однако его лишают сана и отправляют в монастырь, где он прожил несколько месяцев до воцарения Елизаветы Петровны. Его реабилитируют, возвращают ему сан, но подорванное здоровье уже не позволяет ему вернуться к церковной деятельности.

 








Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 2821;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.